Впервые вы узнали о различии между фундаментальными и прикладными исследованиями из главы 3. Важнейшей целью фундаментальных исследований по психологии является расширение наших знаний о законах поведения. Эти знания могут затем найти применение, но не это является основным мотивом работы — знание ценится само по себе. Прикладные исследования призваны увеличить наши знания о причинах существующих проблем и нацелены па их решение. Второе различие заключается в том, что фундаментальные исследования обычно проводятся в стенах лаборатории, находящейся в университетском городке или в кампусе колледжа, а прикладные исследования чаще всего проходят вне академической обстановки, в клиниках, учреждениях социального обеспечения, тюрьмах и на предприятиях. Конечно, существуют и исключения: некоторые фундаментальные исследования проводятся в «полевых» условиях, а некоторые прикладные — в лабораториях.

Чтобы дать вам представление о разнообразии прикладных исследований, рассмотрим заголовки нескольких статей, опубликованных в двух видных психологических журналах, «Журнале прикладной психологии» и «Журнале экспериментальной психологии»:

«Пол и взаимосвязи между оценкой справедливости оплаты труда или между продвижением по службе и удовлетворением от работы» (Witt & Nye, 1992);

«Зрительные пространственные способности пилотов» (Dror, Kosslyn, & Waag, 1993); «Осознавание обстановки, сопутствующей вождению автомобиля: эксплицитное и имплицитное знание в динамической пространственной памяти» (Gugerty, 1997); «Явление вероятности и практические аспекты программ по сохранению видов, находящихся под угрозой вымирания» (DeKay & McClelland, 1996).

Эти заголовки отображают две особенности прикладных исследований. Во-первых, в соответствии с приведенным выше определением данные исследования фокусируются на легко локализуемых проблемах: от удовлетворения работой до охраны вымирающих видов. Во-вторых, такие названия показывают, что хотя главной целью прикладных исследований является решение конкретных проблем (например, улучшение навыков вождения), они также способствуют углублению наших знаний о фундаментальных психологических процессах (например, о пространственной памяти). И действительно, как показывает исследование, разработанное для оценки так называемой «теории справедливости» (Adams, 1965), между фундаментальными и прикладными исследованиями существует тесная связь. Основное допущение названной теории состоит в том, что для оценки взаимоотношений с другими людьми мы сравниваем относительный вклад, сделанный нами в эти взаимоотношения, с относительной полученной пользой. Если затраты не соответствуют полученной пользе, мы ощущаем ситуацию как несправедливую и стремимся восстановить баланс. Например, если в супружеской паре оба супруга работают, а домашним хозяйством занимается в основном жена, то она может почувствовать несправедливость и попытаться прибегнуть к различным процедурам (например, договориться с мужем), чтобы нормализовать положение.

Большинство прикладных исследований выполняют двойную функцию: они одновременно решают прикладные задачи и подтверждают фундаментальные психологические явления, тем самым способствуя разработке теорий. Справедливость, к примеру, часто изучается именно прикладными исследованиями. Указанное выше исследование корреляции между полом и оценкой оплаты труда или продвижения по службе затрагивает важную производственную проблему (как увеличить удовлетворение от работы), но также дает информацию, касающуюся более общего вопроса адекватности теории справедливости. Пример, иллюстрирующий оценку метода развития способности к опознанию, также показывает эту особенность прикладных исследований.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...