В этой главе мы будем рассматривать прикладные исследования, и в частности исследования по оценке программ. С прикладными исследованиями вы встречались в главе 3 при сравнении их с фундаментальными исследованиями. Из этой главы вы узнаете, что прикладные исследования представляют собой мощное направление в американской экспериментальной психологии и отображают один из центральных моментов американской идеологии — идею полезности. Оценка программы, призванной определенным образом помочь людям, — это вид прикладного исследования, направленный на изучение ее эффективности. В данной главе также описываются так называемые квазиэкспериментальные планы, часто используемые в прикладных исследованиях, в том числе в исследованиях по оценке про-грамм9. Изучив данную главу:

• вы сможете определить двойное назначение прикладных исследований;

• поймете, почему прикладная психология всегда являлась важной частью американской психологии;

• сумеете охарактеризовать планы и этические проблемы, связанные с прикладными исследованиями, и поймете, какие из планов, описанных в предыдущих главах, были квазиэкспериментальными;

• сможете описать особенности плана с неэквивалентными контрольными группами и поймете, почему такой план обязательно содержит осложнители;

• поймете, почему уравнивание неэквивалентных групп по оценкам предварительного тестирования может вызвать эффект регрессии;

• научитесь описывать особенности планов с прерванной временной последовательностью и поймете, как с их помощью можно оценивать существующие тенденции;

' Очень важно обратить внимание па то, что совместное рассмотрение квазиэкспериментальных и прикладных исследований, осуществляемое в этой главе, не означает, что квазиэксперпментальные планы встречаются только в прикладных исследованиях. Чаще всего их можно встретить именно в таких исследованиях, но фундаментальные исследования также могут проводиться с использованием названных планов. Более того, их совместное рассмотрение не означает, что в прикладных исследованиях нельзя использовать экспериментальные планы.

• сумеете описать стратегии проведения анализа потребностей;

• поймете цели и процедуру проведения предварительной оценки, суммарной оценки и оценки затрат-эффективности;

• сможете охарактеризовать особые этические проблемы, часто сопутствующие исследованиям по оценке программ.

Как было отмечено в самом начале, главная моя цель —развить в вас интерес к изучению законов поведения и желание стать психологом-экспериментатором. Мой преподавательский опыт подсказывает мне, что некоторые из вас действительно будут участвовать в проведении исследований, но большинство не станет заниматься этим. Тем не менее многие из вас станут профессиональными психологами и посвятят себя работе консультанта, специалиста по работе с персоналом или другой психологической или связанной с охраной здоровья деятельности (например, физиотерапии). Поэтому вы встретитесь в своей работе со сферой прикладных исследований и оценки программ. Очень возможно, что вам придется:

• читать, понимать и критически оценивать литературу, посвященную исследованиям по оценке программ, которая будет использоваться службой, в которой вы работаете;

• участвовать в планировании новых программ, информируя (тактично) тех, кто незнаком с техникой исследований, об адекватности их оценки программ;

• участвовать в усоверщенствовании методов и подходов, используемых в вашем учреждении для получения аккредитаций. Возможно, это будет связано с вашими знаниями по курсу методов исследований;

• разрабатывать исследование по оценке программы какого-либо учреждения и нести за него ответственность.

Другими словами, эта глава важна вне зависимости от того собираетесь ли вы когда-либо проводить психологические исследования.

Смотрите также

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...