Смогли бы вы предсказать уровень успешности целого общества, проанализировав сказки, которые его члены рассказывают детям? Да, если опираться на книгу психолога Дэвида Мак-Клелланда «Успешное общество» (McClelland, The Achieving Society, 1961). Книга демонстрирует необычайно амбициозную попытку распространить результаты психологического исследования успешности на исторические факты. Мак-Клелланд и его коллега Джон Эткинсон были пионерами изучения мотивации, необходимой, чтобы переносить испытания и достигать успеха (McClelland, Atkinson, Clark & Lowell, 1953). Ученые разработали несколько способов выявления мотиваций успешности, провели впечатляющее количество исследований корреляции успеха и способствующих его достижению условий (подсказка: давайте детям побольше возможностей проявлять самостоятельность), и построили теорию мотивации успеха (Atkinson & Feather, 1966). Вследствие изучения «взаимодействия между устойчивыми мотивами, характерными для данной личности, и влиянием ситуации теория мотивации успеха представляет собой шаг в сторону концептуальной интеграции двух психологических дисциплин» (Atkinson & Feather, 1966, p. 5), к которой в 1957 г. призвал Ли Кронбах в своей известной президентской речи.

Один из способов оценки необходимости добиться успеха, или «НДУ», - это использование Тематического апперцепционного теста (ТАТ), в ходе которого испытуемые рассматривают изображения, допускающие различные толкования, и описывают то, что они видят (Murray, 1943). Например, изображение мальчика, разглядывающего скрипку, может быть прочитано как рассказ о мальчике, мечтающем стать скрипачом. Испытуемый, написавший такой рассказ, получит более высокую оценку НДУ, чем тот, кто представит, что мальчик хочет взять скрипку и ударить ей сестру по голове. Предполагается, что такие истории отражают стоящие за ними важные для испытуемого мотивы.

Идея о том, что на основании историй можно сделать вывод о мотивации человека, навела Мак-Клелланда на мысль проверить, какую роль играют детские сказки, басни и мифы в формировании мотивов молодых людей. Если в сказках будут преобладать темы достижения успеха, то не поможет ли это детям сформировать идею о важности успеха в жизни? Возможно ли определить общий уровень НДУ в обществе на основании анализа детской литературы, народных сказок, музыки и игр? И если дети растут в культурном окружении, делающем особый акцент на успешности, то поможет ли это им добиться успеха, когда они вырастут? Такие размышления привели Мак-Клелланда к проведению исследования, посвященного общественным условиям успешности. Он подверг детскую литературу тому же виду анализа, который использовался для рассказов ТАТ, затем различными способами определил степень экономического благополучия общества и нашел корреляцию этих двух факторов. Была обнаружена положительная корреляция: по мере увеличения числа «тем успеха» в детских сказках наблюдался рост успешности в обществе. Особенно интересен тот факт, что успешность в реальности запаздывала по отношению к высокому уровню успешности в литературе примерно на 50 лет - как раз столько времени требуется, чтобы дети, испытавшие воздействие литературы, часто обращающейся к теме достижения успеха, достаточно выросли, чтобы высокий уровень их НДУ смог повлиять на общество.

Идеи Мак-Клелланда не остались без критики. В данном исследовании проблема направленности была решена практически так же, как это делается в перекрестных корреляционных исследованиях, но остался нерешенным вопрос, наиболее распространенный в корреляционных исследованиях: проблема третьей переменной. Взаимосвязь между детской литературой и позднейшим успехом действительно очень впечатляет, но исторические тенденции чрезвычайно сложны и зависят от бесчисленного количества факторов. Тем не менее, исследование Мак-Клелланда стало классическим примером попытки использовать найденные психологические законы для объяснения исторических событий.

Пример 22. Вопрос о природе и среде

Как вы узнали из вставки 9.1, сэра Фрэнсиса Гальтона сильно впечатлил тот факт, что гении имеют тенденцию рождаются в одной и той же семье. Изучение сходства между членами семьи стало одной из ведущих стратегии исследования влияния наследственности и окружающей среды на различные характеристики человека. Обычно у всех пар родственников, входящих в одну семью, измеряются определенные характеристики, а затем находится корреляция между ними. Факторы наследственности и окружающей среды оцениваются независимо друг от друга: для этого сравниваются пары, различающиеся генетически, с парами, имеющими разные условия жизни. Например, однояйцевые близнецы, растущие вместе, сравниваются с однояйцевыми близнецами, разделенными при рождении и воспитывающимися в разных условиях, — таким образом, генетический фактор остается постоянным, а фактор окружающей среды изменяется. Аналогичным образом можно поддерживать более или менее постоянным фактор окружения и изменять генетический фактор. Для этого необходимо сравнить воспитывающихся вместе однояйцевых близнецов (генетически одинаковых) с воспитывающимися вместе двуяйцевыми близнецами (имеющими генетические различия). Подобные исследования обычно показывают совместное влияние врожденных особенностей и воспитания. Именно это отображено в табл. 9.2, обобщающей результаты десятков исследований, посвященных изучению природы интеллекта (Bouchard & McGue, 1981). Чем выше корреляция, тем ближе друг к другу показатели интеллекта у изучаемых пар. Так, корреляция +0,86 у однояйцевых близнецов означает, что если один из близнецов имеет высокий показатель интеллекта, то IQ второго близнеца также будет высоким. Очевидно, что корреляция снижается при увеличении генетических различий — это свидетельствует о том, как важна наследственность для интеллекта. Как показывает различие значений корреляции между однояйцевыми близнецами, воспитывающимися вместе (+0,86) и по отдельности (+0,72), среда также играет важную роль.

Страницы: 1 2

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...