Так же как присутствие пирсонова г в результатах само по себе не означает использования корреляционного плана, наличие критерия Стыодента или дисперсионного анализа не означает, что был использован экспериментальный план. В качестве примера рассмотрим исследование, в ходе которого сравнивается степень подчинения власти у интровертов и экстравертов. Один из способов проведения такого исследования — это провести тест на интроверсию, затем тест на подчинение и проверить корреляцию между ними. Второй способ — это провести тест на интроверсию, затем отобрать участников, получивших 25% самых высоких (т. е. интровертов) и 25% самых низких (т. е. экстравертов) оценок. Далее этих испыту-емых можно поставить в ситуацию, требующую подчинения, и определенным образом измерить степень демонстрируемого ими подчинения. Оценки подчинения, полученные двумя группами, можно сравнить, найдя коэффициент Стьюдента или проведя дисперсионный анализ. Но обратите внимание, что полученные результаты будут говорить о причине и следствии не больше, чем значение пирсонова г для двух переменных. Таким образом, вне зависимости от способа организации данных в корреляционных исследованиях существуют проблемы интерпретации.

В заключение следует отметить, что в корреляционных исследованиях возникают абсолютно такие же проблемы интерпретации, как и в исследованиях с субъективными независимыми переменными, описанных в предыцущих главах. В последних двух главах было описано три вида таких планов:

Однофакторные планы с неэквивалентными группами (как двухуровневые, так и многоуровневые);

факторные планы с неэквивалеитными группами; факторные планы Р х Е.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Оценка наблюдений
Исследователь, проводящий наблюдения, должен быть готов к возникновению некоторых проблем, в том числе проблемы недостаточного контроля, к появлению внесенного наблюдателем искажения, к проблеме р ...