Вы только что завершили изучение четырех глав, посвященных экспериментальному методу в психологии. В оставшихся четырех главах рассматриваются другие методы исследований. Данная глава сосредоточена на корреляционном исследовании, связанном с изучением взаимосвязей между переменными. Далее вы узнаете, что интерпретацию корреляционных исследований необходимо проводить очень осторожно, а также, что на основании таких исследований можно предсказывать будущее поведение. Изучив эту главу, вы:

• поймете, что корреляционные исследования берут свое начало в работах Фрэнсиса Гальтона, и осознаете значимость речи Ли Кронбаха о «двух дисциплинах»;

• научитесь отличать положительные и отрицательные двумерные корреляции и отображать их с помощью графика рассеяния, а также узнаете, какие факторы могут влиять на значение коэффициентов корреляции (например, ограничение диапазона);

• научитесь вычислять коэффициент детерминации и интерпретировать его значение;

• поймете, как с помощью регрессионного анализа предсказывать будущее поведение;

• поймете, каким образом направленность может затруднить интерпретацию корреляции и как эта проблема решается с помощью корреляционной матрицы;

• научитесь понимать проблему третьей переменной и научитесь оценивать такую переменную с помощью процедуры взаимной корреляции;

• сможете описать различные ситуации исследований, в которых использование корреляционного подхода наиболее вероятно;

• сможете описать алгоритмы многомерных процедур множественной регрессии и факторного анализа.

Помните Роберта Вудвортса и его колумбийскую библию — первый в своем роде учебник по экспериментальной психологии (см. главу 5)? В своей книге он

впервые показал ставшие для нас привычными различия между независимыми и зависимыми переменными в экспериментальных исследованиях. Он также разделил методы на экспериментальные и корреляционные, что оказало сильное влияние на психологические исследования. Согласно Вудвортсу, в экспериментальном методе управляют переменными, а в корреляционном — «измеряется одна или несколько характеристик одного и того же человека [и] вычисляется корреляция между этими характеристиками .» (Woodworth, 1938, р. 3). Вудвортс постарался убедить читателей, что оба подхода одинаково важны. По его словам, корреляционный метод «необходимо отличать от экспериментального, [но] он скорее равен последнему по значению, нежели стоит выше или ниже .» (Woodworth, 1938, р. 3). Однако, сделав такое утверждение, Вудвортс предоставил читателям искать информацию о корреляционных исследованиях в других источниках и посвятил оставшиеся 820 страниц своей книги исследованиям, иллюстрирующим экспериментальный метод. Можно понять читателей, если они решат, что корреляционные исследования не так важны, как экспериментальные.

Смотрите также

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...