Вы только что завершили изучение четырех глав, посвященных экспериментальному методу в психологии. В оставшихся четырех главах рассматриваются другие методы исследований. Данная глава сосредоточена на корреляционном исследовании, связанном с изучением взаимосвязей между переменными. Далее вы узнаете, что интерпретацию корреляционных исследований необходимо проводить очень осторожно, а также, что на основании таких исследований можно предсказывать будущее поведение. Изучив эту главу, вы:

• поймете, что корреляционные исследования берут свое начало в работах Фрэнсиса Гальтона, и осознаете значимость речи Ли Кронбаха о «двух дисциплинах»;

• научитесь отличать положительные и отрицательные двумерные корреляции и отображать их с помощью графика рассеяния, а также узнаете, какие факторы могут влиять на значение коэффициентов корреляции (например, ограничение диапазона);

• научитесь вычислять коэффициент детерминации и интерпретировать его значение;

• поймете, как с помощью регрессионного анализа предсказывать будущее поведение;

• поймете, каким образом направленность может затруднить интерпретацию корреляции и как эта проблема решается с помощью корреляционной матрицы;

• научитесь понимать проблему третьей переменной и научитесь оценивать такую переменную с помощью процедуры взаимной корреляции;

• сможете описать различные ситуации исследований, в которых использование корреляционного подхода наиболее вероятно;

• сможете описать алгоритмы многомерных процедур множественной регрессии и факторного анализа.

Помните Роберта Вудвортса и его колумбийскую библию — первый в своем роде учебник по экспериментальной психологии (см. главу 5)? В своей книге он

впервые показал ставшие для нас привычными различия между независимыми и зависимыми переменными в экспериментальных исследованиях. Он также разделил методы на экспериментальные и корреляционные, что оказало сильное влияние на психологические исследования. Согласно Вудвортсу, в экспериментальном методе управляют переменными, а в корреляционном — «измеряется одна или несколько характеристик одного и того же человека [и] вычисляется корреляция между этими характеристиками .» (Woodworth, 1938, р. 3). Вудвортс постарался убедить читателей, что оба подхода одинаково важны. По его словам, корреляционный метод «необходимо отличать от экспериментального, [но] он скорее равен последнему по значению, нежели стоит выше или ниже .» (Woodworth, 1938, р. 3). Однако, сделав такое утверждение, Вудвортс предоставил читателям искать информацию о корреляционных исследованиях в других источниках и посвятил оставшиеся 820 страниц своей книги исследованиям, иллюстрирующим экспериментальный метод. Можно понять читателей, если они решат, что корреляционные исследования не так важны, как экспериментальные.

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход ...