Для каждого из приведенных ниже исследований:

1) определите независимые переменные, значения, принимаемые каждой из них, и зависимые переменные;

2) поместите данные в правильные ячейки факторной матрицы;

3) определите наличие основных эффектов и/или взаимодействий;

4) дайте устное описание результатов исследования;

5) постройте график, отображающий результаты.

В целях упражнения предположим, что разница в 2 единицы между значениями среднего арифметического для любых рядов, столбцов или ячеек значима.

1. Исследователь хочет выяснить влияние неопределенности ситуации и количества наблюдателей на оказание помощи. Испытуемые заполняют опросники в пустой комнате или в комнате с двумя людьми, которые выглядят как участники исследования, но таковыми не являются. Экспериментатор раздает опросники, а затем переходит в соседнюю комнату. Через 5 минут раздается громкий удар, похожий на звук падения человека. Половине участников экспериментатор недвусмысленно сообщает, что он упал, ушибся и

нуждается в помощи. Для других участников ситуация более неопределенная: экспериментатор после очевидного падения ничего не говорит. При каждом условии исследуется по 20 участников. Экспериментатор фиксирует, сколько времени прошло (в секундах), прежде чем испытуемые предложили свою помощь. 0 наблюдателей, неопределенность 24; 2 наблюдателя, неопределенность 38; 0 наблюдателей, определенность 14; 2 наблюдателя, определенность 14.

2. Исследователь хочет проверить гипотезу о том, что на изучение лабиринта могут воздействовать размер подкрепления и его задержка. Животные по 40 раз проходят лабиринт; при каждой попытке записывается количество ошибок. Изучается шесть условий. В конце лабиринта находится:

1) 10 мг еды, которые сразу выдают животному, или

2)10 мг еды, но, дойдя до цели, животное должно ждать 10 с, прежде чем получит еду, или

3) 10 мг еды, но, дойдя до цели, животное должно ждать 20 с, прежде чем получит еду, или

4) 20 мг еды, которые сразу выдают животному, или

5) 20 мг еды, но, дойдя до цели, животное должно ждать 10 с, прежде чем получит еду, или

6)20 мг еды, но, дойдя до цели, животное должно ждать 20 с, прежде чем получит еду.

Среднее количество ошибок у животных в шести группах следующее: 1:10 2:40 3:45 4:5 5:35 6:40

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...