Представьте, что вы летите в небольшом самолете над Канзасом. В окно вы видите тянущиеся миля за милей поля ферм, расчерченные на прямоугольники. Это может напомнить вам о факторных матрицах 2х2и3х3, с которыми вы познакомились в этой главе. Это связано с тем, что факторные планы и метод ANOVA, применяющийся для их анализа, были разработаны сэром Рональдом Фишером при проведении сельскохозяйственного исследования. Эмпирический вопрос был: «Каковы наилучшие условия или комбинации условий для выращивания урожая X?»

Рональд Эйлмер Фишер (1890-1962) был одним из известнейших ученых, занимавшихся статистикой, равный по заслугам Карлу Пирсону, открывшему способ измерения корреляции, сегодня обозначаемой как «Пирсонова г» (см. следующую главу). Фишер создал статистическую процедуру, использующуюся для проверки предположений в области генетики, но среди психологов он известен созданием дисперсионного анализа, в ходе которого находится отношение F, позволяющее сделать вывод о нулевой гипотезе экспериментального исследования. Несложно догадаться, что означает «F»'.

Начиная с 1920 г. на протяжении около 15 лет Фишер работал на экспериментальной сельскохозяйственной станции в английском городе Ротамстед. Он участвовал в исследовании воздействия на урожай различных переменных, например вида удобрений, уровня осадков, времени посадки, а также генетических особенностей растений. Фишер опубликовал статью «Исследование сельскохозяйственных культур. VI. Эксперименты по изучению реакции картофеля на углекислый калий и азот» (Kendall, 1970, р. 447). В ходе исследований он открыл дисперсионный анализ и использовал его для анализа полученных данных. Особенно он подчеркивал важность использования факторных планов «так как при раздельных (однофакторных) экспериментах мы никогда не обнаружим взаимодействий между различными компонентами» (Fisher, 1935/1951, р. 95, курсив мой. - Дж. Г.). Сельскохозяйственные урожаи зависят от сложных комбинаций факторов, и их раздельное изучение не позволяет оценить взаимодействие между ними. Простой план 2x2 одного из экспериментов Фишера изображен на рис. 8.14. Каждый прямоугольник показывает, как обрабатывался один из небольших участков земли. Как и любой факторный план, этот план позволяет оценить основные эффекты (в данном случае для вида удобрений и сорта пшеницы), а также взаимодействие этих факторов. Если предположить, что закрашенное поле производит значительно больше пшеницы, чем остальные три (их урожаи одинаковы), то можно обнаружить наличие взаимодействия: удобрения работали эффективно только для определенного сорта пшеницы. Рис. 8.14 Взаимодействие в сельском хозяйстве

Рис. 8.14 Взаимодействие в сельском хозяйстве

Фишер включил свою работу по дисперсионному анализу в труд по статистике, опубликованный им в 1925 г. (через год после того, как Дженкинс и Дапленбах издали исследование взаимосвязи сна и памяти) (Fisher, 1925). Самая известная из его работ, «Разработка экспериментов» (Fisher, 1935/1951), увидела свет через 10 лет после этого. Она посвящена методу ANOVA и включает обсуждение вопросов статистики и методов исследований. Дисперсионный анализ и факторные планы далеко не сразу получили широкую известность в Соединен-ных Штатах, но с начала 50-х гг. психологи-экспериментаторы стали использовать их в качестве основного метода статистического анализа.

На этом завершаем рассказ об экспериментальных планах, которому были посвящены две последние главы. Прежде чем вы научитесь свободно говорить на «языке экспериментальной психологии» и создавать методологически правильные эксперименты для проверки ваших гипотез, вам потребуется несколько раз прочитать эти главы (а также главы 5 и 6) и попрактиковаться в использовании различных экспериментальных планов. Далее мы приступим к рассмотрению другого направления исследований, посвященного не изучению различий, а выявлению степени сходства изучаемых переменных.

Смотрите также

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...