В главе 2 вы узнали о существовании этического кодекса АРА, а во всех последующих главах встречались со вставками, посвященными этике исследований. Хотя у вас должны были сложиться весьма четкие представления об этических требованиях к проведению исследований (согласие, дебрифинг и т. д.), могло остаться непонятным, как все это применять на практике. Настал момент представить вам набор практических советов о том, как быть действительно ответственным экспериментатором.

Недостаточно являться на место проведения экспериментов к моменту их начала - приходите заранее, чтобы успеть подготовить все необходимые материалы до прихода участников. Обращайтесь с участниками исследования всегда так вежливо и уважительно, как вы бы хотели, чтобы они обращались с вами при обратном распределении ролей. Приветствуйте их, когда они приходят в лабораторию, и благодарите за то, что они записались на проведение экспериментов и пришли. Они могут быть слегка напуганы тем, что может случиться с ними во время «психологического» эксперимента, поэтому ваша первая задача - помочь им расслабиться и в то же время показать себя как профессионала, ответственного за ход исследования. Никогда не забывайте, что участники делают вам одолжение - обратное неверно. Почаще улыбайтесь. Начните работу с получения обоснованного согласия и старайтесь не создавать у участников впечатления, что это - отнимающая много времени формальность, которую необходимо исполнить, прежде чем начать важную работу. Дайте участникам понять, что вы хотите, чтобы они ясно понимали свои будущие действия. Если они не задают вопросов во время чтения документа о согласии, по окончании чтения спросите, имеются ли у них вопросы. Проследите, чтобы участники подписали две копии документа о выражении согласия - одну для себя и вторую, необходимую для составления документации по исследованию. Неплохо заранее написать «инструкцию для участников». В зависимости от исследования можно прочитать инструкцию участникам или раздать им распечатанные копии. Не обязательно детально разрабатывать письменную инструкцию, можно составить перечень основных моментов процедуры исследования.

Прежде чем проводить «реальный» эксперимент, отработайте роль экспериментатора с друзьями или коллегами по лаборатории. Проиграйте весь ход эксперимента - представьте, что это генеральная репетиция, в ходе которой вы сможете исправить возникшие проблемы. Будьте внимательны к любым признакам стресса у участников. Это может означать изменение хода исследования и отказ от данных, полученных от испытуемого, но благополучие участников важнее, чем собранные вами данные. Кроме того, вы не профессиональный консультант, а поэтому, если участники испытывают беспокойство из-за участия в исследовании, вежливо препроводите их к своему руководителю.

Тщательно подготовьте дебрифинг. Вам как студентам-экспериментаторам скорее всего, не придется проводить исследования с серьезной мистификацией или высоким уровнем стресса, но вы должны сделать так, чтобы опыт, полученный вашими испытуемыми, имел для них образовательное значение. Поэтому вам необходимо упростить описание явлений, которые вы надеетесь обнаружить в ходе исследования, а также дать участникам возможность высказать свои пожелания по поводу экспериментальной процедуры или идеи о проведении будущих исследований. Не торопитесь заканчивать дебрифинг и не старайтесь дать лишь краткое описание событий в надежде, что испытуемые быстро уйдут. А если они захотят уйти, не пройдя дебрифинг (такое иногда бывает), не разрешайте им. Дебрифинг - это важная часть вашей работы, за которую вы несете ответственность как исследователь и человек, передающий свои знания другим людям. (Конечно, если вам скажут «Я думал, вы сказали, что мы можем уйти в любой момент», то вы уже ничего не сможете поделать!) Прежде чем испытуемые уйдут, напомните им, что на имеющихся у них документах о согласии есть информация о людях, с которыми можно связаться, если возникнут вопросы по поводу исследования. Проинформируйте участников, когда планируется закончить исследование и когда можно будет узнать его результаты. Также попросите их не обсуждать эксперимент с другими людьми, которые могут оказаться его участниками. Утечка, или склонность испытуемых рассказывать об исследовании, в котором они принимали участие, может вызвать серьезные проблемы, особенно в небольших учебных заведениях (более подробно об обязанностях испытуемых см. вставку 6.3). Если вы хорошо обращались с участниками в ходе исследования, то вероятность такого общения между ними возрастает. Перед уходом участников поблагодарите их за то, что они потратили на исследование свое время и силы, и не забудьте улыбнуться им на прощание. Помните о том, что некоторые студенты, которых вы тестируете, еще не выбрали направление специализации и, возможно, думают о психологии - участие в вашем исследовании может усилить их интерес.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...