5. Но это не значит, что основной эффект не играет никакой роли при наличии взаимодействия. Рассмотрим следующий пример: В этом случае использование зрительных образов в целом способствует запоминанию

В этом случае использование зрительных образов в целом способствует запоминанию (т. е. есть основной эффект для 21 > 10). Но более низкая скорость показа также улучшает запоминание в обеих группах (т. е. также есть основной эффект для В: 19 > 12). Необходимо отметить оба эти результата. Взаимодействие показывает, что снижение скорости показа несколько улучшает запоминание для группы, использующей зрительные образы (23 немного лучше, чем 19), но имеет значительный эффект для контрольной группы (15 намного лучше, чем 5). Другими словами, при более высокой скорости показа использование зрительных образов особенно эффективно (19 заметно лучше, чем 5). При более низкой скорости показа зрительные образы улучшают запоминание, но не так сильно, как при более высокой (23 немного лучше, чем 15).

Изучая графики, вы, возможно, обратили внимание на одну характерную особенность взаимодействий. В целом, если прямые графика параллельны друг другу, то взаимодействия не существует. Если прямые не параллельны, велика вероятность взаимодействия. Конечно, это правило о параллельности прямых является лишь общим руководством и наличие взаимодействия (а по сути, непараллельность прямых) должен выявлять дисперсионный анализ.

Обнаружить взаимодействие по параллельности прямых легче при использовании линейного графика, чем в случае гистограммы. Таким образом, отмеченное в главе 7 общее правило о том, что линейные графики используются только при непрерывных переменных, в ситуации, когда наиболее важным является наличие взаимодействия, нередко игнорируется. Например, в исследовании Келтнера с соавторами (Keltner, Ellsworth, & Edwards, 1993), когда участников попросили оценить вероятность возникновения несчастного случая (автомобильной аварии), было обнаружено взаимодействие между эмоциями, испытываемыми участниками во время эксперимента, и имеющейся у них информацией о том, чем вызвано событие, людьми или стечением обстоятельств. Если участники были грустными, они считали, что вероятность происшествия по вине обстоятельств (например, мокрая дорога) выше, чем по вине человека (например, недостатки навыков вождения). Если участники испытывали злость, результат был противоположным. Как показано на рис. 8.4, несмотря на то что по оси X откладывается дискретная переменная, был использован линейный график. Вероятно, Келтнер и его соавторы (1993) хотели как можно яснее показать взаимодействие и поэтому проигнорировали правило о дискретных переменных. Я хочу еще раз повторить сделанное ранее замечание и сказать, что для представления данных самое важное — сделать полученные напряженным трудом результаты как можно более понятными для читателей. Рис. 8.4. Использование линейного графика для отображения взаимодействия (Kelneretal.,

Рис. 8.4. Использование линейного графика для отображения взаимодействия (Kelneretal., 1993)

Прежде чем приступать к изучению классификации факторных планов, прочитайте вставку 8.1. В ней описывается один из самых известных психологических экспериментов, подтвердивший идею о том, что между последними усилиями по подготовке к экзамену и моментом сдачи экзамена человеку необходим сон. Эксперимент был проведен в начале 20-х гг. прошлого века, когда термин «факторный план» в области экспериментальной психологии еще не вошел в употребление,

а дисперсионный анализ — самый распространенный в статистике способ анализа факторных планов — находился в стадии формирования. Это исследование иллюстрирует тенденцию, которая привела к разработке факторных планов, — желание ученых одновременно изучать более одной независимой переменной.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...