В главе 7 вы познакомились с основными видами экспериментальных планов с одной независимой переменной, которая принимает одно или более значений. Следующий логический шаг — увеличение числа независимых переменных и переход к факторным планам. Этому и посвящена данная глава. Изучив ее, вы:

• сможете описывать факторные планы с помощью стандартизованной системы обозначений (2 х 2, 3 х 5 и т. д.);

• научитесь правильно размещать данные в факторной матрице;

• поймете смысл явления основного эффекта и научитесь обнаруживать его. • • поймете смысл явления эффекта взаимодействия и научитесь обнаруживать его;

• научитесь определять разновидности факторных планов, соответствующие однофакторным планам из главы 7 (с независимыми, уравненными, неэквивалентными группами или с повторяемыми измерениями);

• сумеете опознать смешанные планы и поймете, почему они не всегда требуют применения позиционного уравнивания;

• научитесь определять факторный план Р х Е, узнаете о его связи с фигурой Курта Левина и поймете, что означает основной эффект и эффект взаимодействия для такого плана;

• научитесь вычислять количество участников, необходимое для каждой разновидности факторного плана;

• поймете, как стать этически компетентным экспериментатором.

Во время изучения курса исследовательских методов вы, возможно, заметили, что психологи-экспериментаторы иногда пользуются особым, понятным только им, языком. Они рассуждают о операционализации конструктов, применении метода стебля и листа и устранении осложнителей. Говоря о регрессии, они не имеют в виду теорию Фрейда. Но это только начало — изучив данную главу, вы сможете сказать, например, следующее: «Это был смешанный факторный план два на три, с одним основным эффектом у многократно измеряемой переменной и взаимодействием». Начнем с основ.

Смотрите также

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...