Как вы уже знаете, если в случае однофакторного двухуровневого плана независимая переменная измеряется с помощью интервальной шкалы или шкалы отношений, для проверки нулевой гипотезы можно использовать коэффициент Стьюден-та. Вы можете подумать, что для многоуровневого плана, как, например, в исследовании Брэнсфорда и Джонсона, достаточно будет найти коэффициенты Стьюдента для всех пар условий (например, для контекста до и контекста после). К сожалению, все не так просто. Трудность заключается в том, что проведение многократных проверок по критерию Стьюдента увеличивает риск возникновения ошибки 1-го рода. Чем больше подобных проверок вы проводите, тем больше вероятность ошибочно обнаружить значимые различия. Чтобы охватить все пары условий в исследовании Брэнсфорда и Джонсона, потребуется найти 10 коэффициентов Стьюдента.

Вероятность сделать по крайней мере одну ошибку 1 -го рода при проведении многократных проверок по критерию Стьюдента можно оценить по формуле

1-(1-а)с,

где с — это количество проведенных сравнений.

Таким образом, если для исследования Брэнсфорда и Джонсона найти все возможные коэффициенты Стьюдента, то возникнет очень высокая вероятность (4 из 10) сделать но крайней мере одну ошибку 1-го типа:

1 - (1 - 0,05)'0 = 1 - (0,95)'0 - 1 - 0,60 - 0,40.

Чтобы избежать проблем, связанных с проведением многократных проверок по критерию Стьюдента в случае однофакторных планов, исследователи используют особую процедуру, носящую название «метод ANOVA» (ANalysis Of VAriance — дисперсионный анализ). «Однофакторный» означает наличие одной независимой переменной. По сути, однофакторный метод ANOVA проверяет наличие некоторого «общего» значения среди различных значений независимой переменной Так, в исследовании с тремя уровнями нулевая гипотеза будет следующая: «уровень 1 = уровень 2 = уровень 3». Однако отклонить нулевую гипотезу еще не значит понять, какой из знаков равенства использован ошибочно. Чтобы точно определить общее значение, необходимо провести так называемую «последующую проверку» или «анализ post hoc» (после факта). В ходе последующей проверки для исследования с тремя уровнями после того, как общий анализ ANOVA обнаружит наличие такого значения, будет проведен анализ всех трех сравниваемых пар. Если ANOVA не находит общего значения, последующая проверка обычно не производится — ее используют только в том случае, если в дальнейшем возникнут определенные предположения насчет конкретной пары условий. В приложении С показан однофак-торный метод ANOVA и распространенный вариант последующего тестирования, названный «HSD-тест» Хаки.

В ходе однофакторного метода ANOVA вычисляется «оценка F», или «отношение F». Хак же, как коэффициент Стьюдента, отношение Fпоказывает, насколько вероятно то, что найденные различия в значениях среднего арифметического вызваны случайностью или связаны с влиянием других факторов (возможно, независимой переменной). Метод ANOVA очень широко применяется психологами, и если на занятиях по статистике вы еще не успели подробно познакомиться с ним, изучите примеры, приведенные в приложении С. Хакже необходимо знать, что обычно, если независимая переменная принимает всего два значения, используется проверка по критерию Стьюдента. Но этот способ не единственный — в такой ситуации также можно применить однофакторный метод ANOVA. По сути, проверку по критерию Стьюдента можно рассматривать как особый случай метода ANOVA, применяемый, когда независимая переменная принимает два значения.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...