При составлении отчетов о результатах исследований необходимо решить, каким образом представить данные. Есть три возможности. Во-первых, их можно представить в повествовательной форме — такой подход хорош, если экспериментальное исследование включает два или три значения независимой переменной (как, например, в исследовании эффекта Моцарта), но будет весьма скучным при увеличении количества данных. Возможно, вы уже заметили это, когда читали о результатах исследования Брэнсфорда и Джонсона, содержащего пять условий (Bransford & Jonson, 1972). Второй способ — поместить результаты в таблицу. Для результатов исследования Брэнсфорда и Джонсона можно построить таблицу, подобную табл. 7.2.

Таблица 7.2

Данные исследования Брэнсфорда и Джонсона, представленные в виде таблицы

Таблица 1. Среднее количество запомненных идей как функция различных контекстов для запоминания и воспроизведения материала Примечание. Максимальная возможная оценка равна 14.

Примечание. Максимальная возможная оценка равна 14.

Третий способ представления данных — это график. С его помощью можно представить исследование Брэнсфорда и Джонсона, как показано на рис. 7.12. Обратите внимание, что на графике, созданном для экспериментального исследования, зависимая переменная всегда откладывается по вертикальной оси (У), а независимая — по горизонтальной (X). Как вы узнаете в следующей главе, ситуация несколько усложняется, если используется более одной независимой переменной. Однако вне зависимости от количества независимых переменных зависимая переменная всегда откладывается по вертикальной оси.

Что использовать, график или таблицу, исследователь решает по своему усмотрению. График может выглядеть очень эффектно, если получены большие различия между результатами или обнаружено взаимодействие (глава 8). Таблицы обычно используют, если данных так много, что график невозможно будет понять, или если исследователь хочет показать читателям точные значения среднего арифметического (в случае графика о точных значениях можно будет лишь догадываться). Единственное правило, которым необходимо руководствоваться, — это то, что одни и те же данные нельзя представлять одновременно и в виде таблицы, и в виде графика. В целом, данные должны быть представлены таким способом, чтобы результаты, на получение которых вы потратили столько сил, были отображены наиболее ясно и понятно.

Смотрите также

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...