При составлении отчетов о результатах исследований необходимо решить, каким образом представить данные. Есть три возможности. Во-первых, их можно представить в повествовательной форме — такой подход хорош, если экспериментальное исследование включает два или три значения независимой переменной (как, например, в исследовании эффекта Моцарта), но будет весьма скучным при увеличении количества данных. Возможно, вы уже заметили это, когда читали о результатах исследования Брэнсфорда и Джонсона, содержащего пять условий (Bransford & Jonson, 1972). Второй способ — поместить результаты в таблицу. Для результатов исследования Брэнсфорда и Джонсона можно построить таблицу, подобную табл. 7.2.

Таблица 7.2

Данные исследования Брэнсфорда и Джонсона, представленные в виде таблицы

Таблица 1. Среднее количество запомненных идей как функция различных контекстов для запоминания и воспроизведения материала Примечание. Максимальная возможная оценка равна 14.

Примечание. Максимальная возможная оценка равна 14.

Третий способ представления данных — это график. С его помощью можно представить исследование Брэнсфорда и Джонсона, как показано на рис. 7.12. Обратите внимание, что на графике, созданном для экспериментального исследования, зависимая переменная всегда откладывается по вертикальной оси (У), а независимая — по горизонтальной (X). Как вы узнаете в следующей главе, ситуация несколько усложняется, если используется более одной независимой переменной. Однако вне зависимости от количества независимых переменных зависимая переменная всегда откладывается по вертикальной оси.

Что использовать, график или таблицу, исследователь решает по своему усмотрению. График может выглядеть очень эффектно, если получены большие различия между результатами или обнаружено взаимодействие (глава 8). Таблицы обычно используют, если данных так много, что график невозможно будет понять, или если исследователь хочет показать читателям точные значения среднего арифметического (в случае графика о точных значениях можно будет лишь догадываться). Единственное правило, которым необходимо руководствоваться, — это то, что одни и те же данные нельзя представлять одновременно и в виде таблицы, и в виде графика. В целом, данные должны быть представлены таким способом, чтобы результаты, на получение которых вы потратили столько сил, были отображены наиболее ясно и понятно.

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...