Немецкий психолог XIX в. Герман Эббингхауз (1850-1909) известен своим новаторским исследованием памяти и забывания. В те времена, когда психология переживала свое детство и руководств о том, «как проводить психологические исследования», еще не существовало, Эббингхауз провел серию исследований, ставших стандартом точности и методологической строгости. Цель исследования заключалась в изучении образования ассоциаций в человеческом сознании, и первой задачей было найти материал, свободный от ассоциаций. Способ решения этой задачи является одним из лучших примеров креативности в психологии: ученый образовал последовательности, состоящие из согласных, гласных и снова согласных. Такие последовательности, обозначаемые как CVC (consonants, vowels, consonants), более известны как бессмысленные слоги. Эббингхауз создал около 2300 таких слогов. В течение нескольких лет, демонстрируя потрясающую настойчивость, а возможно, и полное отсутствие личной жизни, Эббингхауз запоминал, а затем старался вспомнить последовательности CVC. Да, действительно, он был единственным испытуемым. Он систематически изменял такие факторы, как количество слогов в списке, количество экспериментальных попыток на один список и время, разделяющее попытки друг от друга. Эббингхауз опубликовал результаты своего исследования в небольшой монографии, названной «Память: исследование по экспериментальной психологии» (Memory: A Contribution to Experimental Psychology, 1885/1964). Одно из самых известных своих исследований, в ходе которого были получены нелинейные результаты, Эббингхауз посвятил изучению процесса забывания с течением времени. Был поставлен следующий эмпирический вопрос: какой объем из запомненного материала сохраняется спустя различные отрезки времени? Процедура состояла в том, чтобы запомнить восемь списков по 13 бессмысленных слогов в каждом, подождать некоторое время, а затем попытаться выучить их еще раз. Временные интервалы составили 20 минут, 1 час, 9 часов, 1 день, 2 дня, 6 дней и 31 день. Эббингхауз зафиксировал общее время первоначального и повторного заучивания восьми списков. Их разность составила величину «экономии», которую ученый перевел в проценты, разделив на время первичного запоминания. Таким образом, если начальное запоминание заняло 20 минут, а повторное - 5 минут, то было сэкономлено 15 минут или 75% (15 / 20 х 100), от времени первичного запоминания. Результаты, полученные Эббингхаузом, показаны на рис. 7.10. Вероятно, вы также сможете найти их в главе, посвященной памяти, учебника по общей психологи. Несложно заметить, что процент запомненных слогов снижался со временем, но это снижение не носило равномерного или линейного характера. Очевидно, что эффект был нелинейным. Сначала забывание было очень сильным, но затем оно замедлялось. Таким образом, через 20 минут было сэкономлено только около 60% (58,2) от времени первичного запоминания. Другая часть кривой показывает, что между интервалами в неделю (сэкономлено 25,4%) и месяц (сэкономлено 21,1%) не было больших отличий. Рис. 7.10. Кривая забывания Эббингхауза - нелинейные результаты

Рис. 7.10. Кривая забывания Эббингхауза - нелинейные результаты

Есть несколько интересных методологических особенностей исследования Эббингхауза. Например, чтобы сделать постоянным время показа слогов, ученый установил метроном на 150 ударов в минуту и читал каждый слог CVC в течение ровно одного удара. Также он старался изучать списки слогов в одних и тех же условиях, в одно время суток и не использовать никаких особых техник для запоминания, кроме простого повторения. Кроме того, он работал, только когда чувствовал достаточную мотивацию и мог «концентрировать внимание на утомительном задании и его цели» (Ebbinghaus, 1885/1964, р. 25).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...