Явное преимущество многоуровневых планов заключается в том, что они позволяют исследовать нелинейные эффекты. Рассмотрим простой пример межсубьект-ного плана. Предположим, вы интересуетесь влиянием различных доз кофеина на скорость реакции. Вы разрабатываете эксперимент, в котором сравниваете два уровня дозировки (1 и 3 мг), получаете результаты, представленные на рис. 7.8, и делаете вывод, что кофеин как стимулятор ускоряет реакцию. При увеличении дозировки скорость реакции нарастает по прямой (т. е. линейно). Рис. 7.8. Гипотетическое влияние кофеина на скорость реакции - два уровня

Рис. 7.8. Гипотетическое влияние кофеина на скорость реакции - два уровня

Далее предположим, что другой исследователь провел такое же исследование, но использовал многоуровневый план, включающий четыре дозы кофеина (1, 2, 3 и 4 мг) — пример повторения (1 и 3 мг) и дополнения (2 и 4 мг) вашего эксперимента. Такое исследование может дать результаты, представленные на рис. 7.9. Рис. 7.9. Гипотетическое влияние кофеина на скорость реакции - четыре уровня

Рис. 7.9. Гипотетическое влияние кофеина на скорость реакции - четыре уровня

Таким образом, в точности воспроизведены ваши результаты для условий с дозировкой в 1 и 3 мг, но в целом результаты для четырех условий ставят ваши выводы под сомнение. Вместо вывода о том, что кофеин увеличивает скорость реакции, в данном случае можно заключить, что а) увеличение дозы кофеина повышает скорость реакции, но лишь по достижении уровня в 2 мг и б) кофеин увеличивает скорость реакции только до определенного момента — после 3 мг кофеин снижает ее. Это значит, что результаты больше не показывают линейную зависимость и являются нелинейными. В целом, преимущество многоуровневых планов состоит в том, что они более информативны и зачастую дают более интересные результаты, чем двухуровневые.

Один из самых известных в психологии графиков иллюстрирует нелинейный эффект. Он показывает, как время, прошедшее с момента запоминания, влияет на объем забытого материала, и объясняет, почему через два дня после экзамена очень часто говорят «Я ничего не помню!» Эта кривая впервые была получена в новаторском исследовании памяти, проведенном Германом Эббингхаузом (см. вставку 7.3).

Смотрите также

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...