Третий вид контрольных групп — эквивалентные контрольные группы. Их используют, если члены экспериментальной группы по какой-либо причине участвуют в эксперименте разное количество времени или включены в разные события, происходящие в ходе исследования. Каждый участник из контрольной группы уравнен, или «сцеплен», с одним из членов экспериментальной группы, таким образом для групп в целом затраченное участниками время, а также разновидности событий, с которыми они встречаются, поддерживаются постоянными. Приведенный ниже пример поможет вам лучше понять идею эквивалентных контрольных групп.

Пример 1 1 . Эквивалентные контрольные группы и стресс

Хороший пример эквивалентной контрольной группы можно найти в исследовании Вейсса (Weiss, 1968), посвященном изучению взаимосвязей между управлением стрессорами и здоровьем. К хвостам крыс в ходе эксперимента в случайном порядке посылали слабые электрические разряды. Крысы могли выключить ток (т. е. управлять им) или избежать его воздействия, вращая лапами небольшое колесо (рис. 7.7). Контрольная группа крыс не подвергалась шоку. Крысы, находящиеся в центральной части аппарата, принадлежали к сцепленной контрольной группе. Каждая из них была сцеплена (имела парой) с крысой из экспериментальной группы и получала такое же количество электрических разрядов, но не могла управлять ими. Каждая попытка начиналась с сигнала, который слышали все три животных. У крысы из экспериментальной группы было 10 секунд, чтобы повернуть колесо. Если она не делала этого, то к ее хвосту посылался электрический разряд. При этом сцепленная крыса также получала разряд (вне зависимости от того, что она делала в это время). Таким образом, крысы в экспериментальной и контрольной группах получали абсолютно одинаковое количество раздражителей, вызывающих отрицательную реакцию (т. е. одинаковое количество электрических разрядов), но отличались по возможности контроля за ситуацией. Вейсс заключил, что возможность управлять поступлением тока помогла крысам избежать некоторых разрушительных для здоровья последствий стресса. У крыс из сцепленной группы вероятность развития язвы и потери веса была выше, чем у крыс из экспериментальной и контрольной групп, на которых подобный опыт не оказал почти никакого влияния. Рис. 7.7. Данные первых двух экспериментов из исследования Вейсса

Рис. 7.7. Данные первых двух экспериментов из исследования Вейсса

Вы уже знакомы с экспериментальным планом, использованным Вейссом, — его использовала исследовательская группа Селигмана при изучении выученной беспомощности. Если вы еще раз обратитесь к обсуждению теорий, приведенному в главе 3, то обнаружите описание процедуры с эквивалентными контрольными группами, использованной в триадном плане Селигмана. Другой пример эк-Бивалентной контрольной группы дает исследование Брэди, посвященное изучению язвы у «исполнительных» обезьян, описанное во вставке 5.3. По сути, при разработке своего исследования Вейсс скорректировал методологические недостатки (т. е. проблему отбора испытуемых), обнаруженные в исследовании Брэди (Weiss, 1977).

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...