Рис. 7.3. Данные первых двух экспериментов из исследования Струпа

Как я уже отмечал, в действительности в ходе работы над диссертацией Струп провел три эксперимента. Третий из них показывает, что при наличии тренировки испытуемые могут улучшить выполнение задания НЦСр (классическое задание Струпа). Интересная особенность последнего эксперимента заключалась в том, что цветные квадратные образцы из НЦ-теста Струп заменил цветными образцами в форме свастики, что «позволило печатать НЦ-тес,т используя опенки, более близкие к использованным в НЦСр-тесте» (Stroop, 1992, р. 18). Свастика - это древний религиозный символ, который получается, если загнуть перекладины традиционного греческого креста (+). Так вышло, что исследование Струпа было опубликовано в том же году (1935), когда свастика стала официальным символом нацистской Германии.

Другой способ позиционного уравнивания в случае исследования с двумя условиями, при каждом из которых участники исследуются несколько раз, — простое чередование условий (АВАВ .). Этот подход рассматривается в следующем примере.

Пример 9. Повторяемые измерения

Для проверки нескольких предположений, сделанных на основании выдвинутой Джеймсом Гибсоном теории восприятия, Ли и Аронсон (Lee & Aronson, 1974) провели исследование, посвященное восприятию движения и чувству равновесия (о Джеймсе Гибсоне, муже Элеанор Гибсон, упоминалось в главе 1). В частности, они интересовались тем, как мы сохраняем равновесие в движущейся среде. Исследователи помещали детей в возрасте от 13 до 16 месяцев в аппарат, изображенный на рис. 7.4. Когда ребенок смотрел на дальнюю стену, экспериментатор двигал стены и потолок вперед или назад.

Была выдвинута гипотеза, что движение комнаты вперед (рис. 7.5, а) создает «оптический эффект движения», аналогичный возникающему при движении головы ребенка назад (рис. 7.5, б). Это вызовет у ребенка компенсаторный наклон вперед. Если предположение верно, то движение комнаты вперед должно привести к тому, что ребенок наклонится или даже унадет вперед (рис. 7.5, б). Подобное предположение было сделано для движения комнаты в противоположную сторону. Рис. 7.4. Аппарат, использованный в эксперименте с движущейся комнатой, проведенном

Рис. 7.4. Аппарат, использованный в эксперименте с движущейся комнатой, проведенном Ли и Аронсоном в 1974 г. Рис. 7.5. Предсказанное влияние движения комнаты вперед в эксперименте Ли и Андерсона

Рис. 7.5. Предсказанное влияние движения комнаты вперед в эксперименте Ли и Андерсона 1974 г.

В противоположность исследованию с кошками, выращенными в «вертикальном» или «горизонтальном» мире, в данном случае не было препятствий для исследования одних и тех же детей при обоих экспериментальных условиях — движении комнаты назад и вперед. Поэтому использовался внутрисубъектный одно-факторный план с повторяемыми измерениями. Независимой переменной было направление движения комнаты (вперед или назад), а наклон тела или падение ребенка оценивалось в качестве зависимой переменной. Каждый испытуемый выполнил по двадцать попыток, при этом направление движения комнаты чередовалось от попытки к попытке. У одних детей последовательность начиналась с движения комнаты вперед, а у других — с движения назад. Было набрано семь участников в возрасте от 13 до 16 месяцев, но трое из них испытали сильный стресс и для них эксперимент был прекращен. Реакции оставшихся четырех участников записывались тремя наблюдателями (почему понадобилось более одного наблюдателя?). Потеря равновесия в предсказанном направлении наблюдалась в 82% всех попыток. Наблюдатели выделяли три вида потери равновесия: качание (26% попыток), шатание (23%) и падение (33%).

Один недостаток процедуры позиционного уравнивания, состоящей в простом чередовании условий,

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...