Главы 5 и 6 образуют сцену для этой и следующих глав. В главе 5 мы познакомились с экспериментальным методом, получили представление о независимых, внешних, и зависимых переменных, изучили проблему осложнений и обсудили факторы, связанные с валидностью психологических экспериментов. В главе 6 мы сравнили межсубъектные и внутрисубъектные планы, изучили основные способы контроля за ними (например, случайное распределение и позиционное уравнивание), а также рассмотрели проблему искажений, возникающих в психологических исследованиях. Сцена готова, и очень скоро на ней будет разыграно представление этой и следующих глав. Они расскажут вам о различных экспериментальных планах, на основании которых в психологии строятся экспериментальные исследования. В данной главе рассматриваются планы с одной независимой переменной, принимающей одно или несколько значений. Если используется более одной независимой переменной, то план называется факторным — такой план рассматривается в главе 8. Изучив данную главу, вы:

• сможете определить четыре вида однофакторного плана: планы с независимыми, уравненными и неэквивалентными группами, а также план с повторяемыми измерениями;

• научитесь понимать, когда нужно применять проверку по критерию Стьюдента для независимых и зависимых групп;

• научитесь понимать, когда нужно использовать различные виды контрольных групп: группы плацебо и листа ожидания, а также сцепленную контрольную группу;

• поймете этические аспекты использования контрольных групп;

• сможете назвать две главные причины использования более чем двух значений для независимой переменной;

• сумеете решать, когда нужно использовать гистограмму, а когда линейный график;

• поймете, почему при анализе данных однофакторного многоуровнего эксперимента не стоит применять многократную проверку по критерию Стьюден-та, а следует использовать метод ANOVA.

В главе 3 при обсуждении научной креативности в качестве примера была рассказана история происхождения исследования с лабиринтом. Исследование Смол-ла, в котором использовалась модель лабиринта Хэмптон Корт, было первым из целой лавины экспериментов с лабиринтами, проведенных в течение первых двух десятилетий XX в. В основном в ранних исследованиях ученые стремились выяснить, какое из чувств крысы наиболее важно для процесса обучения. Вы, вероятно, помните, как в главе ? (вставка 2.3) рассказывалось о проблемах, возникших у Джона Уотсона с борцами против вивисекции из-за серии исследований, в ходе которых он хирургическим путем последовательно лишал крыс одного чувства за другим. Уотсон обнаружил, что способность к изучению лабиринта не снижается, даже если крыса лишается большинства чувств, и сделал вывод, что для запоминания лабиринта крысы пользуются мускульным, или кинестетическим, чувством: они запоминают, что нужно сделать определенное количество шагов, а затем повернуть направо и т. д. Для проверки этой идеи он вместе со своим коллегой из Чикагского университета Харви Карром провел простое, но изящное исследование (Carr & Watson, 1908). После того как группа крыс изучила сложный лабиринт, К

Страницы: 1 2

Смотрите также

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...