Несмотря на возникшие сомнения, нельзя исключить эффект ожидания со стороны экспериментатора — исследование Розенталя было воспроизведено не только им и его коллегами, но также и другими исследователями в различных условиях (например, Word, Zanna & Cooper, 1974). Кроме того, экспериментатор может влиять на результаты исследования не только своими определенными ожиданиями. Поведение участников может изменяться под влиянием расы или пола исследователя, а также его манеры поведения, дружелюбности и общего отношения к испытуемым (Adair, 1973). В качестве примера можно привести исследование, проведенное Фрейсс и Деспрелс-Фрейсс (Fraysse and Desprels-Fraysse, 1990), в ходе которого было обнаружено, что отношение экспериментатора может повлиять на выполнение дошкольниками заданий на классификацию. Под руководством «заботливого» экспериментатора дети заметно лучше справлялись с заданием, чем в случае с «безразличным» исследователем.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Результаты: основной эффект и взаимодействие
Факторные исследования дают два вида результатов: основной эффект и взаимодействие. Основной эффект показывает общее влияние независимых переменных, а взаимодействие отражает совместное действие п ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...