Позиционное уравнивание не всегда помогает снизить эффект последовательности, так как оно рассчитано только на линейный эффект. Во многих случаях, а особенно в случае эффекта передачи, он нелинеен. Чтобы понять, почему это вызывает проблемы, рассмотрим следующий гипотетический пример.

Предположим, вы проводите эксперимент с участием людей и сравниваете два вида лабиринтов, аналогичных тем, которые показаны на рис. 6.3. Один из них (А) последовательный и предполагает серию поворотов направо или налево, а второй (В) имеет более сложную структуру и напоминает лабиринт Хэмптон Корт. В исследовании с такими лабиринтами испытуемым завязывают глаза и просят найти выход, для определения направления поворотов используя карандаш или указку. Рис. 6.3. Два типа лабиринтов, кстсрые люди проходят без зрительного контроля:

Рис. 6.3. Два типа лабиринтов, кстсрые люди проходят без зрительного контроля: а) последовательный лабиринт и б) пространственный лабиринт

Допустим, что в исследовании используется внутрисубъектный нлан. Половина участников изучают лабиринт Л, а затем В, а другая половина — В, а затем Л, что дает полное позиционное уравнивание условий. Предположим, сеанс длится один час и со временем участники устают или начинают испытывать скуку, а следовательно, результаты прохождения второго лабиринта могут снизиться. Разумно предположить, что нарастание усталости в течение этого часа будет проходить в соответствии с эффектом прогрессии, т. е. она будет изменяться линейно от попытки к попытке. Поэтому позиционное уравнивание, обеспечивающее, чтобы каждахй лабиринт исследовался одинаковое количество раз первым и вторым по счету, уравновесит действие усталости. Допустим, что усталость добавляет три ошибки к общим оценкам и что лабиринт В (в котором в среднем совершается 15 ошибок) сложнее, чем лабиринт Л (со средним количеством ошибок, равным 10). Для последовательностей А > В и В > А возможны следующие оценки:

Ошибки вызваны сложностью лабиринта

скукой

Общее количество ошибок

Лабиринт А, а затем

10

0

10

лабиринт В

15

+3

18

Лабиринт В, а затем

15

0

15

лабиринтА

10

+3

13

Объединение этих последовательностей приведет к тому, что усталость будет одинаково влиять на прохождение обоих лабиринтов, и поэтому действие ее сотрется. Среднее количество ошибок составляет 11,5 для лабиринта Л [(10 + 13)/2] и 16,5 для более сложного лабиринта В [(18 + 15)/2].

Но, как отмечалось ранее, эффект передачи может вызвать проблемы, с которыми позиционное уравнивание не сможет справиться. Предположим, к примеру, что решение лабиринта Л поможет людям понять, как в принципе решать лабиринты, а решение лабиринта Б не приведет к такому пониманию. В таком случае в последовательности Л > В изучение первым лабиринта А повлечет за собой перенос знаний на лабиринт В, тогда как в последовательности В > А изучение первым лабиринта В не приведет к положительному переносу. Другими словами, две последовательности будут иметь асимметричный перенос (Poulton, 1982). Это означает, что одна из них дает результаты, которые невозможно уравнять с помощью позиционного уравнивания. Предположим, что в примере с лабиринтами изучение первым лабиринта Л приводит к тому, что лабиринт В становится очень просто изучить, а именно, это снижает общее количество ошибок для лабиринта В на 10. При этом изучение первым лабиринта В не приводит к переносу результатов на лабиринт Л. Таким образом:

Ошибки вызваны сложностью лабиринта

переносом

скукой

Общее количество ошибок

Лабиринт А, а затем

10

10

лабиринт В

15

-10

+3

8

Лабиринт B, а затем

15

15

лабиринт А

10

0

+3

13

Страницы: 1 2

Смотрите также

Использование корреляций
Принимая во внимание подводные камни интерпретации корреляций, а также тот факт, что желаемые выводы о причинах и следствиях могут быть сделаны только на основании настоящих экспериментов с управл ...

Факторный анализ
Факторный анализ — это статистический инструмент, который лежит в самой основе исследования индивидуальных различий. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявл ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...