Второй способ представления последовательности условий, когда каждое из них исследуется более одного раза, — это блоковая рандомизация. Об этой процедуре рассказывалось ранее при описании случайного распределения участников по группам в межсубъектных экспериментах. Основное правило блоковой рандомизации состоит в том, что все условия используются по одному разу, прежде чем любое из них встречается во второй раз. В пределах каждого блока порядок расположения условий случайный, что предотвращает возможность предугадывания участниками хода событий (проблема, которая может возникнуть при обратном позиционном уравнивании).

В примере с иллюзией (рис. 6.1) участники в случайном порядке встречаются со всеми четырьмя условиями, затем еще раз, но уже в блоке с другим случайным порядком их следования, и т. д. столько раз, сколько требуется. Порядок условий, полученный обратным позиционным уравниванием будет следующим:

A-B-C-D D-C-B-A.

С помощью блоковой рандомизации, кроме прочих, можно получить одну из двух последовательностей:

B-C-D-A C-A-B-D или C-A-B-D A-B-C-D.

Чтобы получить представление о том, как в ходе реального внутрисубъектного эксперимента проводится блоковая рандомизация, рассмотрим исследование слухового восприятия, проведенное Карелло с соавторами (Carello, Anderson & Kunkler-Peck, 1988).

Хотя обратное позиционное уравнивание обычно используется, когда участники исследуются более одного раза при каждом условии, его принципы можно применить и к внутрисубъектным планам, в которых каждый испытуемый встречается с каждым из условий только один раз. Так, например, если во внутрисубъектном исследовании используется шесть различных условий, и каждое изучается один раз для каждого испытуемого, то половина участников получит последовательность A-B-C-D-E-F, а другая половина - обратную последовательность (F-E-D-C-B-A).

Пример 5. Позиционное уравнивание с помощью блоковой рандомизации

Способность людей определять местонахождение источника звуков известна с давних пор: в обычных условиях мы довольно легко определяем направление, откуда приходит звук. Карелло и ее исследовательская группа заинтересовались вопросом, могут ли люди определить размер объекта по звуку, издаваемому им при падении на пол. Для изучения данного вопроса был разработан аппарат, изображенный на рис. 6.2. Испытуемые слышали, как деревянная рейка падала на пол, и пытались определить ее длину. В качестве ответа участники за одну попытку изменяли расстояние между краем стола, за которым они сидели, и подвижной вертикальной поверхностью. Попыткой называлось падение одной и той же рейки с определенной высоты пять раз подряд. Слушая звук падений, участники передвигали стенку вперед и назад, пока расстояние между ней и столом не становилось равным длине рейки. В первом из двух экспериментов внутрисубъектной независимой переменной была длина рейки. Она принимала семь значений: 30,45,60,75, 90,105 и 120 см. Каждый участник определял длину каждой рейки три раза. Как и следовало ожидать, экспериментаторы провели позиционное уравнивание последовательности длин реек и сделали это с помощью блоковой рандомизации. Таким образом, семь реек разной длины использовались в одном случайном порядке, затем в другом и наконец в третьем. Еще раз обратите внимание на важную особенность блоковой рандомизации: каждая длина использовалась по одному разу, прежде чем одна из них использовалась повторно, и по два раза, прежде чем какая-либо из них была использована в третий раз. Рис. 6.2. Схема экспериментального устройства (Carello, Anderson, and Kunkler-Peck,

Рис. 6.2. Схема экспериментального устройства (Carello, Anderson, and Kunkler-Peck, 1998). Услышав звук падения рейки, испытуемый изменял расстояние между краем стола, за которым сидел, и обращенной к нему лицом вертикальной поверхностью так, чтобы оно равнялось длине рейки

Хотя задание на определение длины рейки может показаться очень сложным, испы

Страницы: 1 2

Смотрите также

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...