В некоторых экспериментах испытуемые исследуются только один раз при каждом условии. В качестве примера рассмотрим интересное исследование Рейнолд-са, посвященное способности игроков в шахматы определять уровень мастерства других игроков, которое было проведено в 1992 г. В различных шахматных клубах Нью-Йорка Рейнолдс набрал 15 игроков с разным уровнем мастерства и попросил их рассмотреть шесть партий, в которых игра еще только развивалась (т. е. от ее начала было сделано около 20 ходов). При каждой попытке игроки изучали доску с незавершенной партией (им сказали, что пары игроков в каждой игре имели равные способности) и оценивали уровень развития навыков игроков в соответствии со стандартной системой оценок. Расположение фигур в каждой партии отражало различные уровни мастерства игроков. Рейнолдс обнаружил, что игроки, обладающие наибольшими способностями, точнее других определяли уровень мастерства, отраженный в изучаемой ими партии.

Очевидно, что в исследовании Рейнолдса использовалась внутрисубъектная переменная — каждый из 15 участников изучал все шесть партий. Также вполне естественно, что игроки изучали каждую партию только один раз. Вследствие этого, Рейнолдс столкнулся с проблемой контроля за возможным эффектом последовательности. Он безусловно не хотел, чтобы все 15 участников рассматривали партии в одинаковой последовательности, но как можно было избежать этого?

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...