Как отмечалось в начале этой главы, при внутрисубъектном плане каждый испытуемый исследуется при каждом значении независимой переменной. Поскольку для всех участников данного вида исследования измерения проводятся несколько раз, иногда такой план называют планом с повторяющимися измерениями (например, см. главу 7). Одно практическое преимущество такого плана очевидно — для него требуется меньшее количество участников. Если вы проводите исследование, в котором сравниваются два условия, и хотите обследовать 20 испытуемых, для межсубъектного плана потребуется набрать 40 человек, а для внутрисубъектного — только 20.

Иногда внутрисубъектный план является единственным подходящим вариантом. В экспериментах по физиологической психологии, посвященных изучению ощущения или восприятия, часто сравниваются следствия условий, для создания которых не требуется много времени, но необходима большая предварительная подготовка. Например, в исследовании восприятия с помощью иллюзии Мюллера— Лайера проверить предположение, что иллюзия наиболее сильна при вертикальном расположении линий, можно, изменяя их направление (рис. 6.1). В качестве задания участников могут попросить с помощью определенной клавиши на клавиатуре компьютера изменять длину одной из отображаемых на экране линий и делать это до тех пор, пока линии не будут казаться одинаковыми. Каждая попытка может занять не более 5 секунд, а следовательно, абсурдно будет использовать переменную «расположение линий» в качестве межсубъектного фактора и исследовать разных людей по несколько секунд. Гораздо разумнее будет сделать переменную направления линий внутрисубъектым фактором и попросить участников выполнить последовательность заданий, охватывающих все значения переменной (а возможно, использующих каждое значение несколько раз). В отличие от исследования с «привлекательной/непривлекательной Барбарой» выполнение задания с одним условием не исключает участия в экспериментах с другими условиями. Рис. 6.1. Четыре примера иллюзии Мюллера-Лайера: а) горизонтальная, б) 45°, в)

Рис. 6.1. Четыре примера иллюзии Мюллера-Лайера: а) горизонтальная, б) 45°, в) 135°, г) вертикальная

Кроме того, использование внутрисубъектного плана может потребоваться при небольшой численности исследуемой популяции и соответственно малом количестве добровольцев. В качестве примера можно привести исследование астронавтов или людей, обладающих каким-то особым мастерством (например, игроков в шахматы мирового класса). Несомненно, бывают случаи, когда даже при ограниченной популяции может возникнуть необходимость межсубъектного управления экспериментом. При оценке эффективности нового вида лечения редкой формы психопатологии может потребоваться сравнить проходящих лечение людей с людьми из контрольной группы, не подвергающейся экспериментальному воздействию.

Кроме практических удобств у использования внутрисубъектного плана есть еще одно преимущество — отсутствие проблемы эквивалентных групп, свойственной межсубъектным планам. Вспомните содержание главы 4, где рассказывалось о том, что в ходе заключительного статистического анализа результатов эксперимента для двух групп сравнивается изменчивость оценок между экспериментальными условиями с изменчивостью оценок в пределах каждого из условий. Изменчивость оценок между различными условиями может быть вызвана: а) независимой переменной, б) систематической дисперсией, вызванной осложнением, и/или в) несистематической дисперсией. В большой части дисперсия в межсубъектных планах вызывается индивидуальными различиями между испытуемыми в разных группах. При использовании внутрисубъектных планов дисперсия, связанная с индивидуальными различиями людей, исследуемых при разных условиях, не возникает. Рассмотрим конкретный пример.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...