Во-первых, необходимо понимать, что случайный отбор и случайное распределение - это не одно и то же. Случайный отбор, описанный в главе 4, — это процедура, направленная на отбор добровольцев для участия в исследовании. Случайное распределение представляет собой метод разделения отобранных участников на группы. При случайном распределении каждыхй доброволец имеет равные шансы попасть в каждую из групп.

Задача случайного распределения — равномерно распределить по группам факторы индивидуальных различий, способные исказить исследование. Предположим, вы сравниваете две скорости показа слов, используемых при исследовании памяти. Далее допустим, что склонные к тревожности участники не столь хорошо справились с заданием, как спокойные, но вам этот факт неизвестен. Одним участникам каждое слово показывают в течение 2-х секунд, а другим — 4-х. Делается предположение, что группа, просматривающая слова по 4 секунды каждое, запомнит их лучше. Ниже представлены гипотетические данные, которые могут быть получены в ходе подобного исследования. Каждое число означает количество за-помненных слов из 30, включенных в список. После номера участника я поместил в скобках буквы «Т» или «С», чтобы показать, тревожный или спокойный данный участник. Показатели тревожных участников выделены цветом. Внимательно изучив данные, вы заметите, что три тревожных участника в каждой

Внимательно изучив данные, вы заметите, что три тревожных участника в каждой группе хуже справились с заданием, чем пять спокойных, но поскольку каждая группа содержит равное число тревожных испытуемых, снижение количества запомненных слов, вызванное тревожностью, во обеих группах примерно одинаково. Таким образом, интересующее нас различие между двумя скоростями показа слов (показ слов по 4 с каждое приводит к лучшему запоминанию — 19,15) сохраняется.

Случайное распределение не гарантирует, что в каждой группе будет равное число тревожных участников, но в целом процедура приводит к равномерному распределению потенциальных осложнителей по разным группам. Это особенно характерно для групп, состоящих из большого количества людей. По сути, чем больше количество испытуемых, тем больше вероятность, что методом случайного распределения будут созданы эквивалентные группы. Если группы эквивалентны, а все остальное находится под контролем, то вы находитесь в том завидном положении, когда можно утверждать, что различия между группами вызваны независимой переменной.

Вы, наверное, думаете, что процесс случайного распределения весьма прост и для распределения участников по группам нужно лишь использовать таблицу случайных чисел или, в исследованиях с двумя группами, бросать монетку. К сожалению, в результате такой процедуры ваши группы почти наверняка будут различаться по количеству. Представьте себе такое печальное развитие событий: вы проводите исследование с 20 испытуемыми, разделенными на две группы по 10 человек в каждой, и решаете бросать монетку: если орел, то участник попадает в группу А, а если решка, то в группу В. Но что если решка выпадет все 20 раз?

Чтобы произвести случайное распределение участников по группам и получить одинаковое число людей в каждой группе, можно использовать блоковую рандомизацию — процедуру, гарантирующую, что каждому условию исследования случайным образом приводится в соответствие участник, прежде чем какое-либо из условий встречается второй раз. Каждый «блок» содержит все условия исследования, представленные в случайном порядке. В табл. 6.1 показано, как это можно сделать вручную, хотя на практике исследователи часто используют простую компьютерную программу, которая следит за тем, чтобы последовательность условий удовлетворяла требованиям блоковой рандомизации.

Таблица 6.1

Смотрите также

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные не ...