Иногда межсубъектные планы используются потому, что это просто необходимо. Если, например, независимая переменная является субъектной, то другого выбора нет. Исследование, в котором сравниваются интроверты и экстраверты, предполагает участие двух групп испытуемых. Пока ученые не могут собрать несколько личностей в одну, у которой бы одна сторона была интровертированной, а другая — экстравертированной, есть только одна возможность — сравнивать различные группы людей. Один из немногих случаев, когда субъектная переменная не должна быть межсубъектной, — сравнение особенностей поведения, проявляющихся в различном возрасте. При этом одни и те же люди изучаются в различные периоды их жизни. Другой случай — когда в качестве субъектной переменной рассматривается семейное положение. В такой ситуации люди исследуются до и после замужества или развода. Однако в большинстве случаев субъектная переменная требует использования межсубъектного плана.

Использование межсубъектного плана необходимо в некоторых исследованиях с определенными управляемыми независимыми переменными. Иногда получается, что испытуемые, принимая участие в исследовании с одним значением независимой переменной, приобретают опыт, не позволяющий им продолжать эксперименты при других значениях переменной. Это часто происходит в исследованиях по социальной психологии, а также в исследованиях с использованием мистификации. Рассмотрим эксперимент по изучению воздействия физической привлекательности подсудимого на определяемый ему срок наказания, проведенный Сигал-лом и Островым в 1975 г. Студентам колледжа раздали описание преступления и попросили определить срок тюремного заключения для совершившей его женщины. Использовались две независимые управляемые межсубъектные переменные. Первая — вид преступления: либо ограбление, при котором «Барбара Хелм» забралась в соседскую квартиру и украла 2200 долларов, либо мошенничество, при котором «Барбара» «вошла в доверие к холостяку средних лет и убедила его вложить 2200 долларов в несуществующую фирму» (Sigall & Ostrove, 1975, p. 412). Второй переменной была физическая привлекательность «Барбары». Одни участники видели фотографию очень привлекательной «Барбары», другие — непривлекательной (для фотографий позировала одна и та же женщина), а контрольная группа вообще не видела фотографий. Был получен интересный результат: если преступление было ограблением, то привлекательность играла на руку подсудимой: привлекательная «Барбара» в среднем получила более легкое наказание (2,8 лет); чем непривлекательная (5,2 года) или контрольная (5,1 года). Но результат был абсолютно противоположным, если преступление было мошенничеством: очевидно, думая, что «Барбара» использовала свою привлекательность для совершения преступления, участники вынесли привлекательной «Барбаре» более строгое наказание (5,5 лет), чем непривлекательной (4,4) и контрольной (4,4).

Из описания исследования понятно, почему его необходимо проводить с использованием межсубъектных переменных. Опыт, полученный испытуемыми в условиях, когда привлекательная «Барбара» совершает воровство, несомненно повлияет на них и не позволит им «начать с нуля» эксперимент, в котором непривлекательная «Барбара» совершает мошенничество. В некоторых исследованиях участие в эксперименте с одним условием делает невозможным участие того же человека в эксперименте со вторым условием. Иногда необходимо, чтобы при каждом условии изучались новые испытуемые.

Преимущество межсубъектного плана заключается в том, что каждый участник начинает эксперимент «с нуля» и не имеет никакой информации о процедуре исследования, а главный недостаток — в том, что необходимо набрать большое количество испытуемых, всех исследовать и для всех провести дебрифинг. Следовательно, этот вид плана требует приложения больших усилий со стороны исследователей. Моя докторская диссертация, посвященная изучению памяти, включала пять различных экспериментов, требующих использования межсубъектных планов, и через мою лабораторию прошло более 600 студентов, прежде чем проект был завершен!

Другой недостаток межсубъектных планов состоит в том, что разница в поведении при различных экспериментальных условиях может быть вызвана независимыми переменными, а может быть связана с различиями между двумя группами. Чтобы устранить возможные осложнители, необходимо создать так называемые эквивалентные группы — группы, равные друг другу во всем, кроме значения независимой переменной. Количество эквива

Страницы: 1 2

Смотрите также

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...