В главе 5 вы познакомились с важнейшими особенностями экспериментального метода — управлением независимой переменной, контролем за всеми остальными факторами и измерением зависимой переменной. В этой главе мы начнем изучать два основных вида экспериментальных планов: межсубъектный план, при котором разные группы участников становятся источниками разных значений независимой переменной, и внутрисубъектный план, в котором на группе одних и те же участников собираются данные всех значений независимой переменной. Вы узнаете, что каждый план имеет свои преимущества и недостатки, а также поймете, каким образом связанные с видом плана проблемы (проблема эквивалентных групп для межсубъектного плана и проблема последовательности для внутрисубъектного плана) должны тщательно контролироваться. В заключительной части главы ставится вопрос искажений и способов контроля за ними. Изучив данную главу, вы:

♦ сможете отличать межсубъектный план от внутрисубъектного;

♦ научитесь понимать, каким образом метод случайного распределения решает проблему эквивалентных групп в межсубъектных планах;

♦ узнаете, в каких случаях для создания эквивалентных групп нужно использовать уравнивание, а не случайное распределение;

♦ сумеете различать эффект прогрессии и эффект передачи во внутрисубъект-ных планах и поймете, почему позиционное уравнивание лучше решает первую проблему, чем последнюю;

♦ сможете описать различные варианты позиционного уравнивания, применяемые в зависимости от того, если участники исследуются или один, или более раз при каждом наборе условий;

♦ сможете рассказать о видах меж- и внутрисубъектных планов, используемых в психологии развития, и охарактеризовать связанные с их использованием проблемы;

♦ сможете объяснить причины появления искажения, вызванного экспериментатором, и рассказать о способах контроля за ним;

♦ сможете описать причины возникновения искажения, вызванного участниками, и способы контроля за ним.

В своем выдающемся учебнике по экспериментальной психологии Р. С. Вуд-вортс сразу после знакомства с известным сегодня разделением переменных на независимые и зависимые указывает на особую важность контроля за остальными факторами для экспериментальных исследований. По его словам, «используется ли одна или несколько независимых переменных, очень важно поддерживать все остальные условия постоянными. В противном случае вы не сможете связать наблюдаемое явление ни с одной из возможных причин. Психолог должен быть готов к трудностям, связанным с выполнением данного требования .» (Woodworth, 1938, р. 3). С некоторыми из этих проблем мы уже познакомились. Обсуждаемые в предыдущей главе общий вопрос осложнений и конкретные случаи угрозы внутренней валидности в основном связаны с проблемой контроля за внешними факторами. В данной главе мы рассмотрим другие аспекты контроля: проблему создания эквивалентных групп в исследованиях с несколькими группами испытуемых, эффект последовательности в экспериментах, где участники исследуются более одного раза, и проблемы искажений.

Вспомните, что независимая переменная должна принимать по крайней мере два значения, так чтобы исследователь мог сравнивать условие А с условием В. Испытуемые могут исследоваться при значении А, В или при обоих значениях. Если они исследуются при значении А или при значении В, но не при обоих, то используется межсубъектный план. Это название было дано, так как сравнение значений АиВ определяет различие между двумя группами испытуемых. Если же к

Страницы: 1 2

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...