Испытуемые не всегда участвуют в экспериментах вплоть до их завершения. Некоторые исследования могут проводиться довольно долгое время, и люди могут прекратить свое участие, потерять интерес или даже умереть. В ходе некоторых исследований участники могут испытывать дискомфорт и воспользоваться правом отказа от участия в дальнейших экспериментах. Поэтому вследствие различных причин в начале исследования в нем могут участвовать 100 человек, а в конце остаться только 60. Эту проблему иногда называют «смертностью» испытуемых, но я предпочитаю не использовать столь печальное выражение и вместо него применяю термин истощение. Истощение является проблемой, так как если одни люди более склонны к тому, чтобы бросить исследование, чем другие, то в конце исследования состав участников качественно будет отличаться от исходного. Данная проблема сходна с проблемой выбора, поскольку в результате группа, начинающая исследование, становится неэквивалентной группе, завершающей его. Чтобы проверить, различаются ли продолжающие исследование учестники и покидающие его, можно сравнить оценки предварительного тестирования или другие показатели, полученные до начала экспериментов, у обеих групп. Если покинувшие исследование и продолжающие участвовать в нем испытуемые не различались в начале, то общие выводы в конце исследования не пострадают, даже несмотря на потери в связи с истощением.

На этом мы завершаем введение в экспериментальный метод. В трех следующих главах будут подробно рассматриваться вопросы, связанные с этой темой. Глава 6 откроется описанием различий межсубъектых и внутрисубъектных планов (или планов с повторяющимися измерениями). Далее в ней будут обсуждаться проблемы, связанные с управлением экспериментальными исследованиями, в том числе вопросы создания эквивалентных групп для экспериментов с межсубъектными планами, контроля за эффектом последовательности для внутрисубъектных планов, а также искажения, возникающие из-за того, что и экспериментаторы и участники — это живые люди. Главы 7 и 8 посвящены рассмотрению различных планов исследований, начиная от планов с одной независимой переменной (глава 7) и заканчивая планами с множеством независимых переменных, известными как факторные планы (глава 8).

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...