Характерной особенностью экспериментального исследования с управляемой независимой переменной является то, что его участники, находящиеся в разных условиях, эквивалентны по всем показателям, кроме независимой переменной. В следующей главе вы узнаете, как формировать эквивалентные группы при помощи методов случайного распределения и уравнивания. Если группы не эквивалентны друг другу, может возникнуть эффект отбора испытуемых. Предположим, что исследователь на примере двух разделов курса по общей психологии хочет сравнить обычный лекционный курс с другим, состоящим из лекций и дискуссионных занятий. Правила учебного заведения: а) не позволяют исследователю случайным образом разделить студентов на две группы, каждая из которых будет посещать один из курсов, а также б) требуют подробного разъяснения студентам сущности обоих курсов. Таким образом, студенты могут записаться на изучение любого из разделов — в этом и заключается трудность. Допустим студенты, посещающие курс с лекциями и дискуссиями, справились с ним лучше посещающих обычный лекционный курс. Что явилось причиной такой разницы? Связано ли это с организацией курса (наличие дискуссий) или с самими студентами, выбравшими этот курс? Может быть, эти студенты имели более развитые речевые способности (а следовательно, были более склонны к обсуждениям), чем другие студенты. Если кратко охарактеризовать сложившуюся ситуацию, то можно сказать, что возникло осложнение, связанное с отбором испытуемых для двух сравниваемых групп. Результаты, свидетельствующие о том, что низкая тревожность при заключительном

Результаты, свидетельствующие о том, что низкая тревожность при заключительном тестировании вызвана воздействием предварительного тестирования, будут следующими: с другими факторами, угрожающими внутренней валидности. Например, в исследовании

Эффект выбора может также взаимодействовать с другими факторами, угрожающими внутренней валидности. Например, в исследовании с двумя группами некоторое историческое событие может подействовать на одну группу и не подействовать на другую. В этом случае возникнет осложнитель история х выбор. Аналогично у двух групп могут быть разные показатели взросления и регрессии, они могут по-разному реагировать на факт тестирования и на них по-разному может влиять инструментарий.

Хорошим примером, демонстрирующим эффект выбора, является (к сожалению) одно из классических исследований по психологии. Это новаторское исследование в области психологии здоровья сегодня известно под названием «язва у "исполнительных" обезьян». Во вставке 5.3 вы найдете описание этого методологически несовершенного (а также сомнительного с этической точки зрения) эксперимента и его последствий.

Смотрите также

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...