Верно ли, что студентам легче изучить общую психологию с помощью компьютеризированного курса, где каждый может продвигаться вперед соразмерно своей собственной скорости? Если в колледже будет проводиться программа по снижению экзаменационной тревожности, как можно показать, что она действует эффективно? Если вы обучите людей различным стратегиям запоминания, улучшит ли это их память? Во всех этих эмпирических вопросах речь идет о том, изменятся ли люди, усвоив некоторый опыт (курс, программа, тренировка памяти). Стандартный способ обнаружить изменения — проверить людей до получения ими данного опы-та (провести предварительное тестирование), а затем после получения опыта (провести заключительное тестирование). Идеальным результатом для только что описанных примеров будет, если люди в ходе заключительного тестирования покажут, что они: а) знают общую психологию лучше, чем вначале, б) меньше волнуются перед экзаменами, чем раньше, и в) демонстрируют улучшение памяти. В ходе стандартного исследования сравниваются экспериментальная и контрольная группы; последняя при этом не подвергается никакому воздействию: При отсутствии подходящей контрольной группы возникает угроза внутренней валидности

При отсутствии подходящей контрольной группы возникает угроза внутренней валидности эксперимента. Предположим, вы хотите оценить эффективность программы помощи студентам колледжа, страдающим от экзаменационной тревоги (т. е. тем, которые имеют неплохие навыки обучения и знают материал, но так сильно волнуются во время экзаменов, что это мешает их успешной сдаче). В начале лекций первокурсники заполняют различные опросники, в том числе один, выполняющий функцию предварительного тестирования для изучения тревожности. Предположим, что оценки могут варьироваться от 20 до 100, и чем больше значение, тем выше уровень тревожности. Студентов, получивших высокие оценки, просят участвовать в программе по снижению экзаменационной тревоги, включающей тренинги на расслабление и выработку учебных навыков, а также другие методики. Спустя три месяца студенты снова выполняют тест на тревожность и его результаты выглядят следующим образом: Таким образом, средняя предварительная оценка у студентов, выбранных для участия

Таким образом, средняя предварительная оценка у студентов, выбранных для участия в программе, равна 90, а средняя заключительная — 70. Если предположить, что разница статистически значима, какой вывод можно сделать? Была ли эффективна программа? Чем были вызваны изменения, экспериментальным воздействием, или же могли сказаться другие факторы? Я надеюсь, вы понимаете, что есть несколько способов объяснения таких результатов. Читайте дальше.

Смотрите также

Виды шкал измерений
Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чисел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта тр ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...

Задачи исследований в психологии
В психологии перед научным исследованием стоит четыре взаимосвязанные задачи. Исследователи хотят добиться полного описания поведения, объяснения и прогнозирования его, а также с помощью сделанных ...