В предыдущей главе конструктная валидность описывалась в связи с измерением психологических конструктов: она свидетельствует одновременно о том, действительно ли в ходе тестирования измеряется некий гипотетический конструкт (например, задержка удовольствия) и соответствует ли этот конструкт экспериментальной реальности. В случае экспериментальных исследований термин конструктная валидность имеет сходное, но несколько отличающееся значение: он обозначает, насколько адекватно определяются независимые и зависимые переменные, используемые в исследовании. В случае исследования влияния показа по телевидению жестоких сцен на детскую агрессивность для определения конструкт-ной валидности можно задать следующие вопросы: а) отражают ли наилучшим образом отобранные экспериментатором программы контраст между программами, содержащими сцены жестокости, и без них, и б) является ли они наилучшим из возможных способ измерения агрессии? Если в исследовании сравниваются жестокие мультипликационные персонажи (например, Элмер Фадд, стреляющий в Багса Банни) с обычными персонажами, (например, Винни-Пух), то на это могут возразить, сказав, что фантастические образы никак не могут влиять на агрессивное поведение детей, поэтому более валидный способ управления независимой переменной, называемой «уровень жестокости, представленной в видеозаписи», будет заключаться в показе детям реальных видеозаписей людей, демонстрирующих разную степень жестокости.

Аналогично критике может быть подвергнут применяемый в конкретном исследовании способ измерения агрессии — и это действительно вызвало проблемы при исследовании данного явления. По вполне очевидным этическим причинам вы не должны разрабатывать исследование, в котором участники будут колотить друг друга. Агрессия определялась операционально самыми различными способами, и некоторые из них могут показаться вам более валидными (например, предварительно разозленные испытуемые считали, что наказывают ударом тока других испытуемых), чем другие (например, гудение автомобилей раздраженных водителей). Так же как в случае конструктной валидности, которая обсуждалась в предыдущей главе, посвященной валидности измерений, валидность определения независимых и зависимых переменных вырабатывается по мере того, как в ходе исследования накапливаются данные и появляется возможность их описания при помощи последовательной (и сводимой к единому основанию) системы.

Смотрите также

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему? Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях эффективный оратор может передат ...