В предыдущей главе вы познакомились с применением статистики в психологии. В частности, вы узнали о видах шкалы измерений, проверке гипотез и получили представление о различиях между описательной статистикой и статистикой вывода. Валидность статистических выводов связана с границами корректного использования статистики и получением на основании статистического анализа правильных выводов.

Статистическая валидность исследования может снижаться по нескольким причинам. Во-первых, исследователь может неверно проводить анализ данных или нарушать условия, которые необходимо соблюдать при проведении конкретного вида анализа. Например, данные исследования могут быть расположены на порядковой шкале, а следовательно, потребуется использование определенной статистической процедуры. Исследователь, однако, по ошибке может использовать вид анализа, подходящий только для данных, представленных с помощью интервальной шкалы или шкалы отношений. Во-вторых, исследователь может избирательно сообщить об одних результатах анализа, полученных в соответствии со сделанными предположениями, и скрыть остальные (догадайтесь, какие) — такая практика граничит с мошенничеством (см. главу 2). Третий фактор, который способен снизить статистическую валидность исследования, — это надежность проводимых измерений. Если зависимые показатели ненадежны, возникает множество ошибок, что снижает вероятность обнаружения значимого влияния одних показателей на другие. Если такое влияние действительно существует (т. е. нулевая гипотеза должна быть отвергнута), а низкая надежность не позволяет его обнаружить, то результатом будет ошибка 2-го рода по вышеприведенной классификации.

Грамотные исследователи проводят планирование статистического анализа одновременно с разработкой экспериментального плана. По сути, эксперимент не может быть разработан без выяснения способов анализа данных.

Смотрите также

Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных планов, либо позиционного ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...