Спросите любого студента, только что прослушавшего курс по детской психологии, социальной психологии или психологии личности (а возможно, даже и по общей психологии) об экспериментах с куклами бобо, и он сразу поймет, о чем речь, и расскажет вам что-то вроде «Да, я знаю, это эксперименты, которые показали, что дети бьют надувных кукол, если видят, как это делают взрослые». Описание одного из экспериментов поможет нам понять разницу между независимыми, внешними и зависимыми переменными. Результаты исследования были опубликованы Альбертом Бандурой и его коллегами в 1963 г. под названием «Имитация моделей агрессивности, представленных посредством видеозаписи» [Imitation of Film-Mediated Aggressive Models, Bandura, Ross, &Ross, 1963). Задание независимых переменных

Эксперимент включал как управляемые так и субъективные переменные. Основной управляемой переменной был вид опыта, предшествующего возможной агрессии. Переменная принимала четыре значения, которым соответствовали три экспериментальные группы и одна контрольная.

Экспериментальная группа 1: агрессия в реальной жизни (дети непосредственно наблюдали модель агрессивного поведения взрослых с куклой бобо).

Экспериментальная группа!: агрессия, воспринимаемая в видеозаписи (дети просматривали модели агрессивного поведения взрослых с куклой бобо в видеозаписи). Экспериментальная группа?,: агрессия, воспринимаемая в мультфильмах (дети просматривали мультфильм «Кот Герман» с агрессией, направленной против мультипликационной куклы бобо). Контрольная группа: модель агрессивного поведения не демонстрировалась. Неуправляемой независимой переменной (субъективной переменной) являлся пол. В исследовании участвовали дети мужского и женского пола из детского сада при Стэнфорд-ском университете (средний возраст - 52 месяца). (В действительности была еще одна управляемая переменная: участникам из групп 1 и 2 показывали модель с участием людей либо того же, либо противоположного пола). Базовая экспериментальная процедура заключалась в том, что детям показывали определенный вид агрессивности (или не показывали, в случае контрольной группы), а затем помещали их в комнату, заполненную игрушками (в числе прочих - кукла бобо), тем самым предоставляя возможность самим проявить агрессивность.

Смотрите также

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...