Во второй части исследования дети выполняли задание на классификацию и запоминание: им раздали наборы терминов и попросили разделить их на группы, а сразу после этого — запомнить их. Задание выполнялось дважды, один раз на примере слов, связанных с футболом, а второй раз на примере других слов. (Одна половина детей выполняла задания именно в таком порядке, а другая — в обратном. Этот метод называется позиционным уравниванием и будет обсуждаться в следующей главе.) Результат получался сложный, но главным было то, что дети с высокими способностями в целом более успешно выполнили оба вида заданий, чем дети с низкими способностями вне зависимости от их уровня футбольных знаний. Однако при учете исключительно познаний в области футбола результаты показывали, что знатоки футбола лучше справились с заданием, посвященным футболу. Так, при выполнении задания с футбольными терминами знатоки запомнили 62% информации, а новички — только 44%. Но при выполнении задания со словами, не связанными с футболом, обе группы показали примерно одинаковые оценки: 52% для знатоков футбола и 48% для новичков.

Только исследование, в котором используются управляемые независимые переменные, можно назвать экспериментом в самом строгом смысле этого слова. Иногда такой эксперимент называют «истинным» (что звучит несколько претенциозно и приводит к мысли, что все остальные исследования «ложные»). Исследования, использующие независимые субъективные переменные иногда называют исследованиями ex post facto, или квазиэкспериментами («квази» в данном случае означает «в определенной степени»)6. Иногда (по сути, довольно часто) исследования имеют дело и с управляемыми, и с субъективными независимыми переменными. Очень важно осознавать наличие субъективных переменных, так как они влияют на выводы, которые делаются на основании результатов исследования.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...

Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему? Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях эффективный оратор может передат ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...