До сих пор термин «независимая переменная» означал некий фактор, непосредственно изменяемый исследователем. В таком случае в ходе эксперимента сравниваются условия, созданные экспериментатором и находящиеся под его контролем, с другими условиями. Но во многих исследованиях сравниваются группы людей, которые отличаются друг от друга иначе, чем это было запланировано при разработке исследования. Тогда сравнение производится между факторами, обозначаемыми как переменные ex post facto1, переменные стихийно возникших групп, неуправляемые, или субъективные (дополнительные), переменные. Я предпочитаю использовать последний термин, но все они относятся к характеристикам участников исследования, таким как пол, возраст, интеллект, психические или физические нарушения или любые другие свойства личности, которые вы только сможете назвать. При использовании в исследовании субъектных переменных экспериментатор не имеет возможности управлять ими непосредственно, поэтому он отбирает людей для эксперимента на основании присущих им свойств.

Для иллюстрации различий между управляемыми и субъективными переменными рассмотрим гипотетическое исследование влияния тревожности на способность людей проходить лабиринт. Тревожностью можно управлять непосредственно, создав ситуацию, в которой одна группа будет испытывать тревожность (например, можно сказать, что участники будут выполнять задание перед лицом большого количества зрителей), а вторая — не будет (зрители будут отсутствовать). Человек, согласившийся принять участие в таком исследовании, является потенциальным участником любой из этих групп. С другой стороны, чтобы провести исследование с использованием субъективной переменной, можно подобрать две группы, различающиеся по уровню присущей им тревожности, и предложить участникам пройти лабиринт. В первую группу войдут люди с высокой тревожностью (предварительно выявленной с помощью специального теста). Вторая группа будет включать более спокойных людей. Обратите внимание, что существует заметная разница между таким исследованием и экспериментом с управляемой переменной. Если тревожность выступает как субъективная неременная, люди, желающие принять участие в исследовании, не могут произвольно помещаться в любую из двух групп (всегда чего-то боящегося Фреда нельзя помещать в группу с низкой тревожностью), но в зависимости от свойств, которые сформировались у них еще до участия в исследовании, должны быть помещены только в одну из них.

Одни исследователи в соответствии с первоначальным значением термина «независимая переменная», примененного Вудвортсом, предпочитают использовать его для переменных, непосредственно управляемых экспериментатором. Другие рассматривают субъектные переменные как частный случай независимых переменных на том основании, что экспериментатор обладает некоторой степенью контроля над ними за счет предварительного отбора. Я придерживаюсь второй точки зрения и буду использовать термин «независимая переменная» в более широком смысле. Но если вы поймете разницу между управляемыми и неуправляемыми, или

Имеющие обратную силу {лат.).

субъективными, переменными, то для вас будет не так важно, используется ли термин «независимая переменная» в широком смысле (управляемая + субъективная) или в более узком (только управляемая).

Пример 4. Использование оубъективных переменных

Эксперимент, проведенный в 1992 г. Шнейдером и Бьерклендом, является хорошим примером одновременного исследования нескольких субъективных переменных. Также он иллюстрирует процесс воспроизведения и дополнения исследований (см. главу 3). Ученые заинтересовались вопросом, как воздействуют на память: а) специальные знания в определенной области и б) общие способности. Предыдущие исследования концентрировались только на знаниях, поэтому важным дополнением, вносимым их исследованием, было «рассмотрение уровня общих способностей детей» (р. 462). Таким образом, в исследовании использовались две субъективные переменные1. Первой был объем знаний о футболе. Эта переменная принимала два значения: знаток и новичок. Второй переменной были общие способности, определяемые по «тесту когнитивных способностей». Как это часто бывает при использовании субъективных переменных, исследование состояло из двух частей: первая заключалась в оценке субъективных переменных для формирования отдельных групп, а вторая — в проведении самого эксперимента. В первой части исследования большая группа учеников второго и четвертого классов прошла тест на когнитивные способности и тест, по которому определялись познания в области футбола. По полученным при тестировании результатам дети были отобраны для участия во второй части исследования и разделены на четыре группы: знатоки футбола с высокими способностями, знатоки футбола с низкими способностями, новички в футболе с высокими способностями и новички в футболе с низкими способностями.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Проблема контроля за эффектом последовательности
Обычно эффект последовательности контролируется с помощью создания нескольких последовательностей — такой подход известен как позиционное уравнивание. Как вы узнаете далее, данная процедура лучше ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Особенности научного мышления в психологии
Способ мышления, характерный для ученых в целом и исследователей-психологов в частности, имеет определенные особенности. Во-первых, исследователи полагают, что явления действительности, в том числ ...