Третий этап эксперимента — измерение характеристики поведения, предположительно испытавшей воздействие независимой переменной. Для описания характеристик поведения, которые измеряются в ходе эксперимента и являются его результатами, используется термин зависимая переменная. Если, как отмечалось ранее, эксперимент можно описать как воздействие Х на Y и Х — независимая переменная, то Y— это зависимая переменная. В исследовании влияния телевизионных сцен насилия на детскую агрессивность зависимой переменной является агрессивность. В исследовании фактора распределения нагрузки — результаты экзамена.

Правдоподобность любого эксперимента и возможность сделать существенное открытие отчасти определяются правильностью выбора зависимой переменной, измеряемой в ходе исследования. Как мы уже знаем, на эмпирический вопрос можно получить ответ, только если вопрос сформулирован с определенной степенью точности. Вы можете потратить немного времени и еще раз просмотреть главу о постановке эмпирических вопросов — она напомнит вам о понятии операционального определения. Один из ключевых моментов разработки эксперимента касается операциональных определений характеристик поведения, выбранных и измеряемых как независимые переменные. Воспроизведение эксперимента возможно, только если отдельные характеристики поведения точно определены.

В заключение отметим: очень важно понимать, что в зависимости от задач исследования конструкт может представлять собой независимую, внешнюю или зависимую переменную. В ходе эксперимента конструктом можно управлять как независимой переменной, пытаться контролировать его как внешний фактор или измерять как зависимую переменную. Рассмотрим, к примеру, конструкт «тревожность». Его можно представить в виде управляемой независимой переменной, если сказать участникам, что они будут подвергаться слабому, или напротив, болезненному, электрическому шоку, а затем спросить их, как они предпочитают ждать, в одиночестве или вместе с другими испытуемыми. Тревожность также может выступать как фактор, который в ходе эксперимента необходимо поддерживать постоянным. Например, если требуется оценить влияние семинара, посвященного публичным выступлениям, на умение студентов произносить речи, то не следует производить видеозапись студентов в одной группе, не записав также и другую группу. Если произведена видеозапись всех студентов, то уровень тревожности, вызванной фактором съемки, будет постоянным для всех групп. Кроме того, тревожность может быть зависимой переменной, как, например, в исследовании влияния различных видов экзаменов (например, заданий на выбор ответа или на написание эссе) на тревожность студентов во время сессии. В этом случае можно произвести особое психологическое измерение тревожности. Тревожность можно рассматривать и как характеристику личности, подразумевая, что одни люди обладают ею в более высокой степени, чем другие. Последнюю возможность мы рассмотрим в следующем разделе.

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...