Третий этап эксперимента — измерение характеристики поведения, предположительно испытавшей воздействие независимой переменной. Для описания характеристик поведения, которые измеряются в ходе эксперимента и являются его результатами, используется термин зависимая переменная. Если, как отмечалось ранее, эксперимент можно описать как воздействие Х на Y и Х — независимая переменная, то Y— это зависимая переменная. В исследовании влияния телевизионных сцен насилия на детскую агрессивность зависимой переменной является агрессивность. В исследовании фактора распределения нагрузки — результаты экзамена.

Правдоподобность любого эксперимента и возможность сделать существенное открытие отчасти определяются правильностью выбора зависимой переменной, измеряемой в ходе исследования. Как мы уже знаем, на эмпирический вопрос можно получить ответ, только если вопрос сформулирован с определенной степенью точности. Вы можете потратить немного времени и еще раз просмотреть главу о постановке эмпирических вопросов — она напомнит вам о понятии операционального определения. Один из ключевых моментов разработки эксперимента касается операциональных определений характеристик поведения, выбранных и измеряемых как независимые переменные. Воспроизведение эксперимента возможно, только если отдельные характеристики поведения точно определены.

В заключение отметим: очень важно понимать, что в зависимости от задач исследования конструкт может представлять собой независимую, внешнюю или зависимую переменную. В ходе эксперимента конструктом можно управлять как независимой переменной, пытаться контролировать его как внешний фактор или измерять как зависимую переменную. Рассмотрим, к примеру, конструкт «тревожность». Его можно представить в виде управляемой независимой переменной, если сказать участникам, что они будут подвергаться слабому, или напротив, болезненному, электрическому шоку, а затем спросить их, как они предпочитают ждать, в одиночестве или вместе с другими испытуемыми. Тревожность также может выступать как фактор, который в ходе эксперимента необходимо поддерживать постоянным. Например, если требуется оценить влияние семинара, посвященного публичным выступлениям, на умение студентов произносить речи, то не следует производить видеозапись студентов в одной группе, не записав также и другую группу. Если произведена видеозапись всех студентов, то уровень тревожности, вызванной фактором съемки, будет постоянным для всех групп. Кроме того, тревожность может быть зависимой переменной, как, например, в исследовании влияния различных видов экзаменов (например, заданий на выбор ответа или на написание эссе) на тревожность студентов во время сессии. В этом случае можно произвести особое психологическое измерение тревожности. Тревожность можно рассматривать и как характеристику личности, подразумевая, что одни люди обладают ею в более высокой степени, чем другие. Последнюю возможность мы рассмотрим в следующем разделе.

Смотрите также

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...

Опрос
Метод основывается на простой идее: если вы хотите узнать, что думают люди на определенную тему, следует просто спросить их об этом. Опрос — это структурированный сборник вопросов пли утверждений, ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...