Многообразие факторов, которые можно использовать в качестве независимых переменных, ограничено только пределами фантазии исследователя, но все независимые переменные, которыми управляют в ходе исследования, можно разделить на три пересекающиеся категории: ситуативные, рабочие и инструктивные переменные.

Ситуативные переменные — это различные особенности окружения, создаваемого для участников эксперимента. Например, если ученый, проводя исследование готовности людей оказывать помощь, хочет выявить влияние количества наблюдателей на вероятность оказания помощи, то он может создать ситуацию, в которой участники встречаются с человеком, которому нужна помощь. В одних случаях участник один встречает человека, нуждающегося в помощи, а в других — участник и пострадавший могут быть окружены группой из трех или шести наблюдателей. В этом случае в качестве ситуативной независимой переменной может выступать количество людей, способных оказать помощь, не считая участника эксперимента, а ее значениями будут ноль, три и шесть (число наблюдателей).

Иногда экспериментаторы изменяют вид работы, выполняемой участниками. Один из способов управления рабочими переменными — давать для выполнения группам участников разные виды! заданий. Например, в исследованиях по когнитивной психологии, чтобы определить наиболее распространенные виды ошибок, участников могут попросить решить несколько разных логических задач. Аналогично лабиринты могут различаться по уровню сложности, при исследовании восприятия могут использоваться разные виды иллюзий и т. д.

Инструктивными переменными можно управлять, попросив разные группах участников по-разному выполнить одно задание. Например, в ходе исследования памяти участникам, которым показывают один и тот же список слов, можно дать разные инструкции по способу запоминания. Одних можно попросить создавать визуальные образы для слов, других — устанавливать ассоциации между их смежными парами, а третьих — просто повторять каждое слово по три раза.

В одном исследовании можно также комбинировать различные виды! независимых переменных. При исследовании влияния числа людей, их мотивации и сложности задания на способность к его решению одних участников можно поместить в большие, а других — в маленькие комнаты, тем самым воздействуя на фактор скопления людей с помощью ситуативной переменной размера комнаты. Далее, одним участникам в каждой комнате можно выдать сложные кроссворды, а другим — более легкие. Кроме того, с помощью инструктивной переменной можно воздействовать на мотивацию, сказав одним участникам, что они получат $1 за кроссворд, а другим — $5.

Смотрите также

Этические принципы исследований с участием людей
В 1960-х гг. один из принципов первого кодекса был переработан в отдельный кодекс этики исследований с участием людей. Комитет РА, созданный по образцу комитета Хоббса и возглавляемый его бывшим у ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...