Четыре центральные главы этой книги, с 5 по 8, посвящены проблемам, возникающим при разработке экспериментов. В первой части главы 5 рассматриваются основные характеристики эксперимента — варьирование изучаемого фактора (независимой переменной), контроль за остальными факторами (внешние переменные) и измерение результата (зависимая переменная). Из второй части главы вы узнаете, как более или менее качественно осуществленная разработка исследования может влиять на его валидность. Изучив данную главу, вы:

• сможете дать определение управляемой независимой переменной и найти примеры ситуативных, рабочих и инструктивных переменных;

• будете понимать разницу между экспериментальной и контрольной группами;

• научитесь обнаруживать наличие в эксперименте осложняющих переменных и понимать, почему это осложнение затрудняет интерпретацию результатов эксперимента;

• будете различать независимые и зависимые переменные в описании эксперимента;

• будете различать управляемые и субъективные переменные и понимать смысл проблемы интерпретации, которая сопутствует использованию субъективных переменных;

• сможете распознавать факторы, которые могут уменьшить валидность статистических выводов и конструктную валидность эксперимента;

• сумеете описать различные варианты эффекта снижения внешней валидно-сти эксперимента;

• сможете распознавать и описывать случаи, когда возникает угроза внутренней валидности эксперимента;

• будете понимать этические стороны работы в «фонде испытуемых».

Когда Роберт Вудвортс в 1938 г. опубликовал свою «Экспериментальную психологию», содержание этой книги было уже хорошо известно психологам. Еще в 1909 г. Вудвортс раздавал своим студентам в Колумбийском университете напечатанные на мимеографе копии брошюры «Проблемы и методы в психологии», а затем, вместе с ней, «Руководство к лабораторным занятиям: эксперименты с памятью и т. д.», появившееся в 1912 г. К 1920 г. рукопись составила 285 страниц и была названа «Учебник по экспериментальной психологии». В 1932 г. напечатанный на мимеографе текст был переработан и наконец опубликован в 1938 г. К этому времени бывшие студенты Вудвортса уже обучали своих студентов по этому учебнику — он был так широко известен, что издатели объявили о нем просто: «Библия напечатана» (Winston, 1990).

Так называемая колумбийская библия была настоящей энциклопедией, содержала более 823 страниц основного текста и список литературы на 36 страницах. В главах, следующих за вводной, вся информация была разделена на 29 отдельных тем, таких как «Память», «Работа с лабиринтами», «Время реакции», «Ассоциации», «Слуховое восприятие», «Восприятие цвета» и «Мышление». Работая с книгой, студенты изучали методы, применяемые в каждой конкретной области, а также узнавали практически все, что было известно по каждой теме на 1938 г.

Влияние колумбийской библии на обучение экспериментальной психологии невозможно переоценить. Сегодняшнее обучение экспериментальной психологии и в некоторой степени даже структура книги, которую вы сейчас читаете, следуют образцу Вудвортса. В частности, он дал определение термину «эксперимент», до этого понимавшемуся широко, как практически любой вид эмпирического исследования (его определение мы используем и сегодня), и противопоставил эксперимент корреляционному исследованию (в наше время мы считаем такое разделение доказанным).

Отличительной особенностью экспериментального метода было управление явлением, названным Вудвортсом «независимой переменной», которое влияет на нечто, обозначенное им как «зависимая переменная». Как писал сам Вудвортс, экспериментатор «сохраняет постоянными все условия, за исключением одного, являющегося "экспериментальным фактором", или "независимой переменной". Наблюдаемое следствие представляет собой "зависимую переменную", которой в психологическом эксперименте является определенная характеристика поведения или эмоция, о которой сообщает испытуемый» (Woodworth, 1938, р. 2). Хотя эти термины не были изобретены Вудвортсом, он первый вложил в них тот смысл, который мы находим в них сегодня.

Тогда как в экспериментальном методе управляют независимыми переменными, при корреляционном исследовании, согласно Вудвортсу, «измеряется одна или несколько характеристик одного и того же человека [и] вычисляется корреляция между этими характеристиками. При использовании этого метода "независимые переменные" не используются и со всеми измеряем

Страницы: 1 2

Смотрите также

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...