Принятие решения о том, отвергать ли нулевую гипотезу в исследовании, подобном эксперименту с научением в лабиринте, зависит от анализа двух основных видов изменчивости данных. Первый из них связан с различиями между «количеством попыток, требуемых для достижения критериальных» оценок для двух групп крыс. Эти различия вызываются комбинацией а) систематической дисперсии и (б) дисперсии ошибки. Систематическая дисперсия является результатом влияния кон-кретных факторов — либо изучаемой переменной (задержка подкрепления), либо факторов, которые не удается правильно проконтролировать4. Дисперсия ошибки — это несистематическая изменчивость, вызванная индивидуальными различиями между крысами в двух группах и любыми случайными, непредсказуемыми факторами, которые могут появиться в ходе исследования. Также индивидуальные различия и другие случайные факторы вызывают дисперсию ошибки в каждой группе и объясняют обнаруженные различия. Многие виды заключительного анализа данных включают вычисление следующего математического отношения:

Статистика вывода = Изменчивость оценок при нескольких данных условиях (систематическая дисперсия + дисперсия ощибки)/Изменчивость оценок в пределах одного условия (дисперсия ошибки).

В идеале изменчивость, относящаяся к нескольким условиям, должна быть огромна, а изменчивость по отношению к одному условию относительно небольшой.

Очевидно, что именно такой результат получен для гипотетических данных из эксперимента с лабиринтом. Различия, обнаруженные между результатом двух разных условий, весьма основательны — крысам с отсроченным подкреплением требуется больше времени на изучение лабиринта (17,6 > 13,2), а оценки крыс в каждой группе довольно близки друг другу, что отражается небольшими значениями стандартного отклонения (2,1 и 1,9). В таком случае вы, вероятно, воспользуетесь особым видом анализа, называемым «проверка по критерию Стьюдента для независимых групп», — процедурой, известной вам из вводного курса статистики. В приложении С описано, как проводить такую проверку.

Смотрите также

Обзор литературы
Исследовательские проекты не разрабатываются в вакууме. Психологи, вовлеченные в программу исследований, прекрасно осведомлены не только о работе своей собственной лаборатории, но также и об анало ...

Проблема создания эквивалентных групп
Есть два основных способа создания эквивалентных групп для проведения меж-субъектных экспериментов. В идеальном случае используется случайное распределение, второй способ — уравнивание. ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...