Принятие решения о том, отвергать ли нулевую гипотезу в исследовании, подобном эксперименту с научением в лабиринте, зависит от анализа двух основных видов изменчивости данных. Первый из них связан с различиями между «количеством попыток, требуемых для достижения критериальных» оценок для двух групп крыс. Эти различия вызываются комбинацией а) систематической дисперсии и (б) дисперсии ошибки. Систематическая дисперсия является результатом влияния кон-кретных факторов — либо изучаемой переменной (задержка подкрепления), либо факторов, которые не удается правильно проконтролировать4. Дисперсия ошибки — это несистематическая изменчивость, вызванная индивидуальными различиями между крысами в двух группах и любыми случайными, непредсказуемыми факторами, которые могут появиться в ходе исследования. Также индивидуальные различия и другие случайные факторы вызывают дисперсию ошибки в каждой группе и объясняют обнаруженные различия. Многие виды заключительного анализа данных включают вычисление следующего математического отношения:

Статистика вывода = Изменчивость оценок при нескольких данных условиях (систематическая дисперсия + дисперсия ощибки)/Изменчивость оценок в пределах одного условия (дисперсия ошибки).

В идеале изменчивость, относящаяся к нескольким условиям, должна быть огромна, а изменчивость по отношению к одному условию относительно небольшой.

Очевидно, что именно такой результат получен для гипотетических данных из эксперимента с лабиринтом. Различия, обнаруженные между результатом двух разных условий, весьма основательны — крысам с отсроченным подкреплением требуется больше времени на изучение лабиринта (17,6 > 13,2), а оценки крыс в каждой группе довольно близки друг другу, что отражается небольшими значениями стандартного отклонения (2,1 и 1,9). В таком случае вы, вероятно, воспользуетесь особым видом анализа, называемым «проверка по критерию Стьюдента для независимых групп», — процедурой, известной вам из вводного курса статистики. В приложении С описано, как проводить такую проверку.

Смотрите также

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Цель и содержание оперативного анализа
На каждом предприятии ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства явля ...