Для проверки гипотезы сначала необходимо сделать предположение о том, что разница между двумя изучаемыми условиями не сказывается на выполнении заданий, в данном случае разница между немедленным и отсроченным вознаграждением. Это предположение называется нулевой гипотезой (нуль = ничто), обозначается Н0 (читается «аш нулевое»). Гипотеза исследования (меньшее количество попыток у крыс, получающих немедленное подкрепление), тот результат, который вы надеетесь получить, чтобы завоевать друзей и оказывать влияние на людей, называется альтернативной гипотезой, или Н1 Проводя исследование, вы будете стараться опровергнуть Н0 и соответственно подтвердить (но не доказать) Н1 — близкую вашему сердцу гипотезу.

Если эти слова звучат для вас странно, представьте, что дело происходит в суде. Обвиняемый человек считается невиновным, т. е. сделано предположение, что он ничего не совершал (нуль). Задача обвинения состоит в том, чтобы убедить суд в альтернативной гипотезе, а именно в том, что обвиняемый совершил преступление. Как и прокурор, исследователь должен показать, что нечто в действительности имеет место, а именно что в рассматриваемом случае задержка подкрепления влияет на запоминание лабиринта.

Заключительный анализ может привести к одному из двух результатов. Обнаруженные вами различия в поведении двух групп крыс могут быть вызваны настоящими, действительными и несомненными причинами или быть игрой случая. Это означает, что различия в пределах выборки могут отражать действительные явления, но могут и не делать этого, и соответственно результатом заключительного статистического анализа будет либо отказ от гипотезы Н0, либо ее подтверждение. Невозможность отвергнуть гипотезу Н„ означает, что все найденные вами различия (а разница между группами почти всегда обнаруживается в ходе исследования), вероятнее всего, вызваны случайностью, ведь вам не удалось найти действительной закономерности, которую можно обобщить для случаев, выходящих за пределы выборки. Отказ от Н0 значит, что вы считаете, что некое явление действительно имело место в вашем исследовании и его результаты можно обобщить. В примере с лабиринтом отказаться от Н0 значит найти статистически значимые различия, свидетельствующие о существовании общей закономерности: немедленное подкрепление способствует запоминанию лабиринта.

Абсолютную истинность гипотезы исследования (Н,) доказать невозможно, так же как нельзя целиком и полностью доказать виновность подсудимого: считается, что вина доказана тогда, когда не возникает обоснованных сомнений. Таким образом, Н0 может быть отвергнута (и в то же время может быть подтверждена Н,) с определенной степенью уверенности, описываемой как значение альфа (а). Формально альфа означает вероятность получения определенных результатов, если Н0 истинна. Условно альфа принимается равной 0,05 (а = 0,05), но можно задать также и другие значения альфа (например, а = 0,01). Отказ от Н0 при значении альфа, равном 0,05, означает, что вы считаете вероятность того, что результаты вашего исследования вызваны случайными факторами, очень низкой (5 из 100). Если они не являются игрой случая, то должна быть какая-то другая причина, а именно (как вы надеетесь) изучаемое вами явление, в данном случае задержка подкрепления.

Выбор значения 0,05 связан с особенностями нормальной кривой, которые рассматривались выше. Вспомните, что для нормального распределения оценок вероятность того, что конкретная оценка будет лежать на расстоянии, превышающем два стандартных отклонения от среднего арифметического по оси X, довольно низкая — 5% или меньше. Такое случается редко. Аналогично при сравнении двух наборов оценок, как в случае с лабиринтом, нас интересует вероятность обнаружения различий между значениями среднего арифметического, если в действительности никаких различий не существует (т. е. если гипотеза Н0 истинна). Если вероятность достаточно низкая, мы отвергаем Н0 и считаем, что обнаружены действительные различия. «Достаточно низкая» — это вероятность, равная 5% ,или 0,05. Другими словами, если Н0 истинна, то обнаружение различий между значениями среднего арифметического настолько маловероятно (редкое событие), что мы просто не можем поверить, что Н0 истинна. Мы считаем, что произошло что-то другое (т. е. задержка подкрепления действительно снижает скорость запоминания лабиринта), а поэтому отвергаем Н0 и заключаем, что между группами существуют «статистически значимые» различия.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...

Валидность экспериментальных исследований
В главе 4 было введено понятие валидности в применении к измерениям. Этот термин также применяется к эксперименту в целом. Так же как измерение считается валидным, если измеряется именно то, что п ...