Описательная статистика
Шаг 1 Вычислите среднее арифметическое:
Шаг 2
Вычислите оценки отклонения, каждую возведите в квадрат и найдите их сумму. Оценки отклонения (х малое) находятся вычитанием среднего арифметического из каждой оценки (Xбольщое). Таким образом,х- Х- X. Возведение в квадрат предотвращает появление отрицательных чисел:
Шаг 3 Вычислите стандартное отклонение (СО):
По формуле отклонения найти стандартное отклонение довольно просто, но для калькулятора она не совсем подходит. Более простой способ — использовать так называемую формулу для вычислений, которая математически равнозначна формуле отклонения. Она имеет следующий вид]_
Одной из характеристик изменчивости является дисперсия. Дисперсия представляет собой число, получаемое в ходе вычисления стандартного отклонения, сразу перед нахождением квадратного корня (3,27 для оценок исследования памяти). Это число редко попадает в отчеты, включающие описание данных, так как оно отражает измеряемую величину, возведенную в квадрат (например, «количество запомненных слов в квадрате»). Однако оно находится в центре вероятно самой известной в психологии процедуры статистики вывода — «дисперсионного анализа». О нем рассказывается в главах 7 и 8, а также более подробно в приложении С.
Общая тенденция и изменчивость — это универсальные характеристики, используемые при любом описании данных, но исследователи также изучают и весь набор оценок в целом. Простой просмотр данных малоэффективен, но есть и другие способы организации оценок, с помощью которых можно получить значимую картину результатов. Один из способов представления данных — это гистограмма. Гистограмма представляет собой график, показывающий, сколько раз встречается каждая оценка в данном наборе, или, при большом количестве оценок, частоту появления оценок в пределах определенного интервала. Чтобы построить гистограмму, необходимо предварительно построить частотное распределение — таблицу, в которой указывается, сколько раз встречается каждая оценка. Частотное распределение оценок, полученных при исследовании памяти, имеет следующий вид:
Построив таблицу частотного распределения, несложно начертить гистограмму. На оси X графика отметьте сами оценки, а на оси Y— частоту их появления, а затем постройте соответствующие столбцы графика. Результат должен выглядеть, как показано на рис. 4.6. Обратите внимание, что если взять столбец со звездочками из частотного распределения и повернуть его на 90°, результат будет такой же, как на рис. 4.6.
Рис. 4.6. Гистограмма оценок, полученных по тесту памяти
Также следует отметить, что гистограмма выступает вверх в районе середины и уплощается по краям, что приблизительно соответствует распределению оценок для целой популяции, а не только для 20 человек из описанного выше примера. Распределение оценок для популяции представляет собой известную колокообраз-ную кривую, называемую нормальной кривой, или нормальным распределением. Вы уже встречались с ней; она представлена на рис. 4.7.
Смотрите также
Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся
упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это
делают психологи-исследователи, и применять з ...
Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования.
Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...
Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение
невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного
описания этого поведения. Глав ...