По сути, методы! описательной статистики позволяют вам свести огромное количество чисел, смысл которых невозможно охватить сразу, к очень небольшому набору, значение которого понять гораздо легче. Описательная статистика включает оценку общей тенденции, изменчивости и взаимосвязей, представленных как численно, так и наглядно (в виде графиков). В этой главе мы рассмотрим основные процедуры оценки общей тенденции и изменчивости. Оценка взаимосвязей (вычисление коэффициентов корреляции) будет описана в главе 9.

Для иллюстрации оценки общей тенденции и изменчивости рассмотрим данные гипотетического исследования памяти, в котором 20 человек запоминали, а затем пытались воспроизвести список из 25 слов. Каждое представленное ниже число соответствует количеству слов, запомненных каждым из 20 участников: Сразу видно, что обобщение результатов этого исследования требует чего-то большего,

Сразу видно, что обобщение результатов этого исследования требует чего-то большего, чем простой демонстрации набора из 20 чисел. Например, можно попытаться вычислить типичную оценку, или так называемую «общую тенденцию». Чаще всего психологи-исследователи определяют общую тенденцию вычисляя среднее арифметическое. Для этого складывают все оценки и делят полученную сумму на общее количество оценок: где X = среднее арифметическое; 2X = сумма отдельных оценок; n = количество оценок

где X = среднее арифметическое; 2X = сумма отдельных оценок; n = количество оценок в примере.

В случае данных, собранных при исследовании памяти, получаем: Два других способа нахождения общей тенденции — это вычисление медианы и моды.

Два других способа нахождения общей тенденции — это вычисление медианы и моды. Медиана представляет собой оценку, находящуюся строго в середине набора оценок. Одна половина оценок выше, а другая — ниже значения медианы. Для определения медианы в первую очередь нужно составить последовательность оценок, от наименьших к наибольшим. В случае данных, собранных при исследовании памяти, последовательность будет следующая:

Далее нужно определить местоположение медианы — позицию в последовательности оценок, где проходит медиана (Howell, 1997). Это вычисляется по формуле: Для данных из исследования памяти местоположение медианы следующее: (20+1)/2

Для данных из исследования памяти местоположение медианы следующее: (20+1)/2 = 10,5. Это означает, что она лежит посередине (0,5) между 10-ми 11-м номерами в последовательности. Считая слева направо, видим, что и 10-й, и 11-й номера — это число 17 (я отметил это место в показанной выше последовательности знаком 11). Медиана является точной серединой набора оценок: с каждой стороны от нее лежит по 10 чисел.

Иногда медиану используют, если набор оценок содержит одну или две, сильно отличающихся от остальных. В такой ситуации среднее арифметическое дает искаженное представление о типичной оценке. Предположим, к примеру, что пять преподавателей с вашего факультета психологии получили следующие оценки IQ. 93,81,81,95 и 200 (последняя оценка вероятно принадлежит преподавателю методов исследований). Среднее арифметическое оценок IQ, равное 110 (вы можете проверить), дает ложное представление о том, что в целом преподаватели психологического факультета имеют умственные способности заметно выше среднего. Медиана в данном случае позволяет лучше оценить типичную /Q-оценку. Местоположение медианы равно (5+1)/2 = 3, а в последовательности оценок третье число равно 93:

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Один фактор — более двух уровней
Если в экспериментах используется одна независимая переменная, ситуация, когда изучаются только два ее значения, является скорее исключением, чем правилом. В большинстве однофакторных исследований ...