Сак можно определить правильность измерения поведения? Чем объясняется уверенность ученых в оценке таких вещей, как время наблюдения события, скорость реакции, выполнение теста интеллекта, определение восприятия социальной поддержки и т. д.? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обсудить два ключевых фактора: надежность и валидность.

История: скорость реакции — от хронометрических экспериментов до мысленного вращения

В психологической литературе понятие скорости реакции впервые упоминается в работе Ф. К. Дондерса, датского физиолога, который установил, что продолжительность психического явления можно определить, найдя разницу между скоростями реакций, получаемых при выполнении различных видов заданий (Boring, 1950). Его идея породила водопад исследований, посвященных явлению, сегодня известному как «психическая хронометрия». Сначала исследователи измеряли скорость простой сенсомоторной реакции (ПСР) - скорость однократной реакции, полученной сразу за предъявлением однократного стимула, например сигнала красного цвета. Далее они усложняли задание, показывая поочередно два стимула и предлагая испытуемому отвечать только на один из них. Это получило название скорости реакции выбора (РВ), так как испытуемому требовалось сначала дифференцировать стимулы, например красный и зеленый сигналы, а затем отвечать на один из них. СДР включает СПР плюс время психического явления «дифференциации», поэтому было решено, что найдя разность СДР и СПР можно получить продолжительность этого психического явления:

РВ = ПСР + дифференциация; дифференциация = РВ - ПСР.

Процедуру можно разрабатывать и дальше, получая более дробные разности психических явлений - этот процесс очень воодушевлял исследователей конца XIX в., так как в то время они пытались заявить психологию как науку, а что может быть более научным, чем измерение психических явлений с точностью до долей секунд? Особенно высокой популярностью эта процедура пользовалась в лаборатории Вундта в Лейпциге, и как видно из рис. 4.3, она была быстро импортирована в Соединенные Штаты. На рисунке показан ход эксперимента по измерению скорости реакции, проводящийся в Университете Кларк в начале 1890-х гг.

К сожалению, вскоре обнаружились серьезные проблемы. В частности, в одних случаях скорость реакции была ниже, чем предсказывалось, а в других выше. Освальд Кюльпе, один из студентов Вундта, отметил главнейшую ошибку метода - более сложные психические явления не образуются из простых в результате их простого суммирования. Напротив, сложные психические явления обладают присущими только им качествами, которые не являются суммой более простых.

Хотя доводы Кюльпе быстро положили конец психической хронометрии и дискредитировали измерение скорости реакции как метод еще в период расцвета бихевиоризма (приблизительно 1930-1950 гг.), впоследствии она пережила возрождение в некоторых областях когнитивной психологии. Возникла идея применять психическую хронометрию не для измерения точной продолжительности психических явлений, а для проверки предположений, сделанных на основе когнитивных теорий. Хороший пример тому - феномен мысленного вращения. Ше-пард предположил, что если участники применяют мысленное вращение, то эта умственная активность должна занимать определенное количество времени (Shepard & Metzler, 1971). Поворот на больший угол должен занимать больше времени, и как вы могли убедиться, это действительно так. Рис. 4.3. Эксперимент по изучению скорости реакции, проводившийся в Университете

Рис. 4.3. Эксперимент по изучению скорости реакции, проводившийся в Университете Кларк около 1892 г.

Ответная реакция выражалась в том, что участник, видя в трубе предъявляемый стимул, правой рукой переставал нажимать на телеграфный ключ

Смотрите также

Виды психологических исследований
Есть различные классификации психологических исследований. Например, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования, можно классифицировать их по условиям проведения и по преобладанию ка ...

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...