Имея это в виду, рассмотрим восхитительный эксперимент, проведенный Кимом и Спилке в 1992 г. Они сравнили 5- и 7-месячных детей и выяснили, что представление о силе тяжести формируется именно в этот период жизни. Сначала детям многократно показывали кадры, на которых шары катились вверх или вниз по наклонным плоскостям, как показано на верхних двух изображениях на рис. 4.1. Во время процедуры привыкания одним младенцам показывали шар, катящийся с ускорением вниз по плоскости (условие 1), а другим — шар, катящийся вверх по плоскости, замедляющий свое движение (условие 2). Эти явления отражают естественное воздействие силы тяжести на шары, катящиеся вверх или вниз по склону. Когда привыкание было сформировано (т. е. время рассматривания после повторных попыток заметно снизилось), детям показали либо «естественное тестовое явление» (изображения в середине), либо «неестественное тестовое явление» (нижние изображения). Обратите внимание, что естественное тестовое явление отличается от явления, формирующего привыкание, в двух аспектах: в аспектах направления и скорости. При этом если младенец при формировании привыкания наблюдал движение с ускорением вниз, то ему показывали естественное явление с шаром, катящимся вверх и замедляющим свое движение. Неестественное явление отличается только одним показателем — направлением. Младенцу, во время привыкания наблюдавшему ускоряющееся движение шара вниз, показывали неестественное явление с шаром, катящимся в другую сторону, но с такой же скоростью (т. е. с ускорением). Исходя из того в чем тестовое явление отличаются от привычного, разумно предположить, что дети воспримут естественное явление как новое (изменилось два фактора) и будут дольше смотреть на него, чем на неестественное явление (изменился один фактор). И действительно, 5-месячные дети так и поступили. Однако 7-месячные дети дольше смотрели на неестественное явление. Вероятно, это произошло потому, что в случае неестественного явления нарушается закон тяготения, тогда как естественное явление следует закону, действие которого было показано на записи, использованной для привыкания. Таким образом, младшие дети обратили внимание на изменения в общем числе стимульных измерений, а старшие отмечали изменения, нарушающие закон силы тяжести. Измерив время, которое младенцы затрачивали на просмотр фильма, Ким и Спилке пришли к выводу, что младенцы в возрасте 7 месяцев обладают представлением о силе тяжести. Рис. 4.1. Стимульные материалы из исследования с использованием привыкания, проведенного

Рис. 4.1. Стимульные материалы из исследования с использованием привыкания, проведенного Кимом и Спилке в 1992 г.

Пример 2. Скорость реакции

Используем ли мы зрительные образы в процессе обработки информации? Как это можно выяснить? Конечно, об этом можно спросить, но если человек ответит «Да, я использую образы», то как узнать что именно он делает, используя их? Таким образом, перед вами встанет проблема, которая привела к отказу от интроспекции как метода, — отсутствие объективности. Однако можно попросить людей выполнить определенное задание, решая которое они будут вести себя одним образом, используя образы, и другим — не используя. Именно такую стратегию использовали Шепард и его коллеги в серии хорошо известных экспериментов по изучению так называемого «мысленного вращения».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Заключение
Эта книга охватывает широкий спектр теорий и методологических подходов — от классического психоанализа до теории сложности заданий, включая основные теории черт личности и способностей. Кроме того, ...