Из приведенных примеров видно, что исследователи оценивают параметры поведения различными способами. Но как они решают, что необходимо измерять; что можно определять вычислительные стратегии, наблюдая счет на пальцах, фиксировать микровыборы, наблюдая положение тела, а степень внимания — через выбор букв из массива?

Ученые знают что надо измерять, в частности, потому, что они знакомы с литературой по теме своего исследования и знают, какие измерения в этих случаях обычно проводятся. Новые измерения возникают также из модификации общеизвестных в психологии вообще. Кроме того, разработка измерений может проводиться в процессе усовершенствования исследуемых конструктов. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

При планировании исследования одна из основных задач — как можно более точно определить конструкты, используемые в проекте. Звучит знакомо? Так и должно быть, ведь мы опять говорим об операциональных определениях. В любой исследовательский план входит установление границ интересующих ученого конструктов, которые по определению не наблюдаются непосредственно, и выявление типов поведения, адекватно отражающих эти конструкты. В приведенных выше примерах все исследователи ставили перед собой одну и ту же задачу: на основе определенного явления построить управляемый эксперимент, определив конструкты в терминах измеряемых характеристик поведения. В табл. 4.1 представлена классификация четырех исследований по изучаемым конструктам и способам их операционального определения на основе конкретных видов поведения.

Таблица 4.1

Примеры конструктов и способы их измерений Легко заметить, что ни один из этих конструктов (внимание, способность к вычислениям)

Легко заметить, что ни один из этих конструктов (внимание, способность к вычислениям) нельзя наблюдать непосредственно — выводы о них делаются на основании проведенных измерений. Психологи обращаются к этому методу снова и снова, что позволяет исследователям ставить такие эмпирические вопросы, ответы на которые на первый взгляд невозможно получить. Рассмотрим более подробно пример двух процедур, которые часто используются при изучении вопросов, получение эмпирических ответов на которые может представляться трудным или даже невозможным.

Понимают ли младенцы, что существует сила тяжести?

Можно ли продемонстрировать, что люди используют зрительные образы в процессе обработки информации?

Измерения, необходимые для изучения этих, на первый взгляд неэмпирических вопросов, так же просты, как в случае исследований вопросов: а) как долго младенец может смотреть на один объект или б) сколько времени требуется людям, чтобы принять решение.

Пример 1. Привыкание

Знают ли младенцы о существовании силы тяжести? Как вообще возможно это определить? Конечно, их нельзя спросить прямо, но вопрос можно задать опосредованно, с помощью методики измерения количества времени, которое затрачивает ребенок, глядя на различные объекты. Эта так называемая процедура привыкания заключается в том, что ребенку много раз показывают один и те же стимульный материал, а затем переключаются на новый. Из исследований известно, что младенцы любят новизну (Spelke, 1985), так что если им многократно демонстрируется один и тот же объект, они теряют к нему интерес (т. е. прекращают смотреть на него). Термин «привыкание» определяется как постепенное ослабление ответной реакции на повторяющиеся стимулы. Когда показывают новый объект и младенец воспринимает его как нечто новое или необычное, то он будет смотреть на него дольше. Таким образом, если время разглядывания объекта уменьшается, а затем внезапно увеличивается, то можно предположить, что младенец заметил что-то новое.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин ...