В этой главе мы начнем подробное рассмотрение процедуры сбора данных в ходе исследования. Мы будем говорить о разнообразных параметрах, измеряемых в психологических исследованиях, о факторах, определяющих, имеют ли смысл проводимые измерения; рассмотрим различные типы так называемой шкалы измерений и методы отбора участников исследования. В этой главе также даются начальные сведения о различиях между описательной статистикой и статистикой вывода (некоторые из вас, я надеюсь, смогут пополнить уже имеющиеся знания) и рассматривается логика проверки гипотез. Изучив данную главу, вы сможете:

• понять взаимоотношения между конструктом (например, зрительным образом) и измеряемым параметром действия (например, скоростью реакции);

• различать надежность и различные виды валидности измерений;

• описать особенности номинальной, порядковой, интервальной шкал и шкалы отношений, а также указать, когда каждая из них должна использоваться;

• описать три вида вероятностной выборки (простую случайную, расслоенную и кластерную), а также указать, когда каждая из них должна использоваться;

• понять, когда нужно использовать вероятностную выборку и почему в большинстве психологических исследований используются простые (невероятностные) выборки;

• обобщать данные, определяя общую тенденцию (например, вычисляя среднее арифметическое), изменчивость (например, находя стандартное отклонение) и делая визуальные представления данных (например, методом стебля и листа);

• понимать суть процедуры проверки гипотезы и знать составляющие процесса заключительной обработки данных.

Из главы 1 вы узнали, что психологи-исследователи применяют информационный подход: выводы о поведении должны основываться на данных, собранных научными методами. Решить, параметры каких именно действий измерять, как проводить измерения и как организовать полученный набор чисел, весьма нелегко. Данная глава открывает обсуждение взаимоотношений между собираемыми данными и психологическим знанием, которое мы продолжим в следующих главах.

Смотрите также

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...

Эпилог
Я искренне надеюсь, что вам понравился данный курс но исследовательским методам и ваши занятия были вполне успешными. Данный курс может быть трудным и иногда утомительным, но я уверен в том, что э ...

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...