Большая часть этого раздела главы о разработке идей для исследований посвящена более подробному обсуждению рассмотренной ранее темы — отношений между теорией и фактами, хотя исследования, имеющие источником другие исследования, могут проводиться даже без предварительной разработки теории. Иногда исследователи просто хотят изучить некоторое явление с целью открыть постоянные, предсказуемые взаимосвязи переменных (например, открыть закон поведения) и не стремятся к созданию теории. Исследование Скиннера по оперантному обусловливанию (глава 11) относится именно к этой категории.

Я считаю, что наиболее распространенным источником идей для исследований по психологии являются вопросы, оставленные без ответов другими, недавно проведенными исследованиями. Психологи проводят не изолированные эксперименты, а строят программу исследований, включающую серию взаимосвязанных экспериментов. Вы не встретите ученого, ставящего эксперимент по изучению готовности людей оказывать помощь, а затем переключающегося на исследование агрессии. Напротив, исследователи занимаются определенной областью знаний и в ее пределах разворачивают серию экспериментов, которые могут продолжаться годы и привлечь других исследователей, интересующихся данной проблемой. Выводы одного проекта неизменно имеют следствием другой, так как отвечая на одни эмпирические вопросы, эксперименты ставят новые. Исследование Селигмана, его коллег и студентов, посвященное выученной беспомощности, — это хороший пример такой исследовательской программы.

Несомненное свидетельство того, что одни исследования влекут за собой другие, можно найти, просмотрев любой из последних номеров журнала по психологии. Взгляните на имена авторов конкретных публикаций, а затем проверьте, встречаются ли те же имена в прилагаемых списках литературы в ссылках на похожие исследования. К примеру, первые три номера «Журнала по экспериментальной психологии: обучение, память и познавательные процессы» за 1992 г. содержат 52 исследовательские статьи. Авторы статей ссылаются на другие свои работы в 48 из 52 статьей. Хотя некоторые из ссылок можно считать проявлением естественного желания ссылаться на свои работы, большей частью это обилие автоссылок отражает тот факт, что исследователи просто не ставят единичных опытов, а проводят систематическую программу взаимосвязанных экспериментов. Эксперименты ведут к новым экспериментам.

Смотрите также

Планы с контрольными группами
Понятие об экспериментальных и контрольных группах, а также о различиях между ними было дано в главе 5. Экспериментальные группы подвергаются определенному воздействию, а контрольные — не подверга ...

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

Подростковый возраст. Психологические особенности
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Общаясь с подростком, родители до ...