Процедура

• Экспериментатор описывает общий смысл эксперимента и спрашивает о согласии участвовать в нем.

• Субъект читает документ, задает вопросы, а затем подписывает или не подписывает документ.

• После дебрифинга участник подписывает окончательную версию документа.

• Участник получает копию документа.

Эксперимент по построению когнитивных карт

Цель данного исследования - определить, насколько точно люди могут указывать географическое местоположение. Если Вы примете участие в экспрерименте, Вас попросят передвигать похожий на компас предмет так, чтобы одна стрелка указывала в направлении определенных внешних объектов. Также Вас попросят охарактеризовать степень вашей уверенности в принятом решении. Задание займет около 15 минут. Предположения, проверяемые в данном эксперименте, будут объяснены Вам по окончании участия в исследовании. Если у Вас имеются вопросы или сомнения по поводу Вашего участия или исследования в целом, обращайтесь к _

Я ознакомился с описанием эксперимента по построению когнитивных карт и добровольно соглашаюсь участвовать в нем. Я осознаю, что меня попросят указать местоположение различных географических мест и полностью объяснят цель исследования по окончании моего участия. Я осознаю, что в любой момент могу безнаказанно выйти из эксперимента и что мое участие в нем и записи об этом будут храниться строго конфеденциально. По окончании эксперимента (обведите нужное):

требуется не требуется

краткое описание полученных результатов.

Подпись участника Дата

По окончании эксперимента мне предоставили исчерпывающее объяснение исследования и ответили на все мои вопросы.

Подпись участника Дата

Рис. 2.3. Пример документа о согласии на участие в исследовании с участием людей

Осведомленное согласие и особые популяции

Одно из последних замечаний о согласии, мистификации и возможности оставить эксперимент заключается в том, что вследствие возраста или несамостоятельности некоторые участники исследований не способны давать согласие, а на некоторых людей для получения согласия может быть оказано давление (например, на заключенных). В таких ситуациях используется особая процедура. Например, «Общество изучения развития детей» {Society for Research in Child Development — SRCD) следует ряду принципов, созданных на основе кодекса для вро-слых. Поскольку дети могут не до конца понять документ о согласии, их родители или официальные опекуны дают согласие за них. Несмотря на это всем детям, кроме самых маленьких, исследователи обязаны сообщить об эксперименте и получить их согласие. Это значит, что исследователи предоставляют ребенку как можно больше информации, чтобы оценить его желание участвовать в эксперименте. В соответствии с кодексом SRCD, согласие получено, если «ребенок дал согласие на участие; при этом не обязательно полное понимание сути исследования, что совершенно необходимо для получения осведомленного согласия» (Society for Research in Child Development, 1996, p. 337). Также согласие означает, что исследователь должен наблюдать проведение экспериментов с детьми и остановить их в случае стрессового воздействия на участников. Родители могут дать осведомленное согласие на изучение влияния демонстрируемого по телевидению насилия на детскую агрессивность, но они не могут присутствовать в комнате, где показывают запись. Именно на исследователе лежит ответственность за то, чтобы освободить ребенка от выполнения задания (и устранить нанесенный вред), если уровень стресса слишком высок.

Кроме согласия кодекс SRCD требует, чтобы было получено согласие у тех, кто косвенно может быть вовлечен в исследование. Например у учителей, чьи ученики участвуют в экспериментах. Также в кодексе говорится о стимулах, применяемых исследователями для пробуждения желания участвовать в экспериментах, и поощрениях за выполненные задания. Поощрения «не должны сильно превышать размер обычно получаемых ребенком» (р. 337). Кроме того, исследователи не должны обещать награду, стараясь получить согласие ребенка; наоборот, о ней не следует даже упоминать до того, как родители дадут осведомленное согласие (Scott-Jones, 2000). Кодекс SRCD повторяет положения кодекса для взрослых, но побуждает исследователей быть еще более бдительными в отношении некоторых вопросов, например установления баланса научной значимости и риска для участников, степени оправданной мистификации, а также составления отчетов о результатах исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Корреляция и регрессия: основы
Считается, что переменные коррелируют, если между ними существует какая-либо взаимосвязь. Это подразумевает сам термин «корреляция»: «ко» означает взаимное действие, а «реляция» (от англ. relation ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Проблемы, связанные с участниками
Угроза внутренней валидности может также исходить от участников исследования. Кук и Кэмпбелл в 1979 г. выделили две связанные с этим проблемы. ...