Принцип А. Компетентность

Психологи «осознают границы личной компетентности и пределы своих способностей» и постоянно повышают уровень своей компетентности.

Принцип В. Честность

Психологи кристально честны в «научной работе, преподавании и психологической практике» и «ведут себя по отношению к окружающим безупречно, честно и с уважением».

Принцип С. Профессиональная и научная ответственность

Психологи «придерживаются профессионапьных стандартов в работе» и «несут ответственность за свое поведение».

Принцип D. Уважение к правам и достоинству людей

Психологи стараются избегать ошибок в обращении с людьми и уважают их право на «частную жизнь, конфиденциальность, самоопределение и независимость». Принцип Е. Забота о благополучии других людей

Психологи «стараются повлиять на благополучие людей, с которыми они взаимодействуют профессионально», а также не «используют и не вводят в заблуждение других людей в процессе или по завершении профессионального контакта». Принцип F. Социальная ответственность

Психологи «применяют и делают общедоступными знания по психологии с целью повлиять на благополучие людей».

Из главы 1 вы узнали, что психологи предварительно обучаются научному мышлению. Следует отметить, что члены комиссии Хоббса (в соответствии с принципом выводов на основе собранных данных) для создания кодекса провели экспериментальное исследование. Используя метод критических случаев, они опросили всех членов РА (в то время около 7500 человек) и попросили их привести примеры случаев неэтического поведения психологов, свидетелями которых были сами опрашиваемые, а также «описать, в чем, по их мнению, заключалась этическая проблема» (АРА, 1953, p. vi). Было получено более 1000 ответов, в том числе несколько касающихся проведения исследований. Члены комитета разделили ответы на группы и опубликовали их в «Американском психологе» — главном журнале ассоциации АРА. Совет директоров АРА принял итоговую версию кодекса в 1952 г. В следующем году она была опубликована. Хотя в целом кодекс был посвящен профессиональной практике психологов, в него также вошел раздел «Этические стандарты исследований».

С тех пор кодекс был несколько раз пересмотрен, последний раз в 1992 г. Во время подготовки этой книги к печати идет еще одна переработка кодекса. Сегодня кодекс включает в себя 6 общих принципов (табл. 2.1) и 102 стандарта, разделенные на 8 основных категорий (табл. 2.2). Общие принципы имеют целью «привести психологов к высоким идеалам психологии», а стандарты — «установить обязательные правила поведения психологов» (АРА, 1992, р. 1598; курсив в оригинале). Стандарты призваны более точно, чем принципы, определять поведение исследователей, но я думаю, что, изучив их, вы согласитесь с мнением социального психолога Джоан Сибер (1994). Она критиковала наличный кодекс за аморфность, имеющую особенно важные следствия для тех, кто проводит психологические эксперименты без достаточного опыта (например, для вас и ваших коллег-студентов). В этой главе мы рассмотрим стандарты АРА, касающиеся исследований с участием людей и животных1.

Таблица 2.2

Категории этических стандартов в кодексе 1992 г. Примечания:

Примечания:

1. Число в скобках означает общее количество стандартов в этой категории.

2. Полный перечень и описание 102-х стандартов напечатан в декабрьском выпуске American Psychologktz-A 1992 г. (vol. 47, p. 1597-1611).

Еще один полезный источник информации об этическом отношении к людям, участвующим в исследовании, — Управление корректности исследований {Office of Research integrity) в Министерстве здравоохранения и сферы услуг. Адрес их веб-сайта http://ori.dhhs.gov.

Смотрите также

Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация — это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями по студенческому общежитию, болтаем ли по телефону с то ...

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Задания для повторения
В конце каждой главы приводятся задания для повторения. Это задания двух типов: на выбор одного ответа из нескольких и на написание коротких эссе. Прежде чем выполнять задания, внимательно изучите ...