Существуют, по-видимому, сквозные механизмы взаимодействия всех уровней стилевого поведения, начиная с уровня стилей кодирования информации и заканчивая стилями познавательного отношения к реальности. В целом выстраивается следующая система возможных соотношений между четырьмя разными уровнями стилевого поведения (табл. 26).

Таблица 26

Возможные линии взаимосвязи познавательных стилей на разных уровнях стилевого поведения

Стили кодирования информации (I уровень)

Стили переработки информации (II уровень)

Стили

постановки

и решения

проблем

(III уровень)

Стили

познавательного

отношения

к миру (IV уровень)

Предметно-практический

Не выявлены

Адаптивный

(исполнитель-

ский)

Эмпирический (наблюдение)

Визуальный

Полезависимость/

поленезависимость.

Импульсивность/

рефлективность.

Фокусирующий/

сканирующий контроль.

Сглаживание/

заострение

Эвристический

Конструктивно-(эксперимент)

Словесно-речевой

Узкий/широкий диапазон эквивалентности. Узкая/широкая категоризация. Аналитический/ тематический стиль. Когнитивная простота/сложность. Конкретная/абстрактная концептуализация. Толерантность к нереалистическому опыту

Исследовательский

Инновационный

Рациональный (обобщение и обоснование)

Сенсорно-эмоциональ-

Ригидный/гибкий

контроль.

Физиогномический/ буквальный стиль. Медленное/быстрое течение психического времени

Смысло-порождающий

Рефлексивно-медитативный (интуиция)

Хаотический (сверхзадача)

Таким образом, каждый последующий уровень стилевого поведения «вырастает» и раскрывается в своем многообразии на основе формирования механизмов стилевого поведения предшествующего уровня. Так, мера сформированности и сбалансированности основных способов кодирования информации в структуре индивидуального ментального опыта предопределяет особенности способов переработки информации о своем окружении (т. е. индивидуальный профиль когнитивных стилей). В свою очередь, развитие когнитивно-стилевых свойств в направлении смещения интеллектуального поведения к определенным субполюсам основных когнитивных стилей оказывает влияние на преобладание определенных способов постановки и решения проблем. Последние, закрепляясь в ментальном опыте человека, создают предпосылки для формирования познавательной позиции личности (ее эпистемологического стиля).

Следует признать, что такая постановка проблемы — выделение некоторого множества познавательных стилей с указанием на возможные связи между ними — порождает новые вопросы. Применительно к конкретному человеку стратегия перечисления набора разных познавательных стилей имеет смысл только при условии, если будет осуществлен переход к некоторому интегрированному описанию его стилевого поведения в рамках понятия «персональный познавательный стиль». Действительно, каждый человек, о котором мы можем сказать, что он умен, умен на свой лад. Но как подойти к пониманию природы той психической целостности, которую в просторечии мы называем своеобразием склада ума? Здесь на первый план выходят уже не общие закономерности устройства и функционирования интеллекта, а закономерности индивидуализации (спецификации) этих общих закономерностей.

Каждый человек осваивает мир (воспринимает, понимает и объясняет происходящее) в рамках того стиля, который у него сложился. И в этом кроется своего рода опасность: иногда человек не в состоянии себе представить, что можно по-другому видеть, осмысливать, оценивать события (объекты, ситуации, других людей, мир в целом).

Иными словами, познавательные стили — обоюдоострый познавательный инструмент, поскольку сформированность стиля, с одной стороны, может превратить личность в «человека в футляре», но, с другой стороны, богатство стилевого репертуара приводит к значительному расширению умственного кругозора (и интеллектуальных возможностей в целом).

С учетом сказанного можно предположить, что в процессе интеллектуального развития происходит интеграция механизмов разных уровней стилевого поведения — стилей кодирования и переработки информации, постановки и решения проблем, познавательного отношения к миру. Действительно, какой бы стиль мы не взяли, в нем всегда в той или иной мере отражены эффекты интеграции ментального опыта (разных его модальностей, приемов переработки информации, стратегий решения задач, познавательных позиций). Таким образом, по мере становления стилевых свойств интеллекта формируется персональный познавательный стиль как результат интеграции разных уровней стилевого поведения (в том числе когнитивных стилей) (рис. 18).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Многомерный анализ
Двумерный анализ направлен на исследование взаимосвязей .между любыми двумя переменными. С помощью многомерного анализа изучаются взаимосвязи более чем двух переменных (часто количество переменных ...

Спам раздражает
Спам раздражает. Спамеров ненавидят все интернет-пользователи, которым приходит в день по 20-80 писем с предложением купить пилюли, вызвать грузчиков или пройти курс английского языка. Про спамеров ...

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...