Уровни стилевого поведения
Таким образом, несмотря на качественный характер существующих стилевых типологий и их очевидные взаимопересечения, все они свидетельствуют о существовании индивидуально-своеобразной познавательной позиции личности, характеризующей ее эпистемологический статус (в том числе исходные познавательные мотивы, доминирующие способы получения информации из окружающего мира, субъективные критерии истинности индивидуальной познавательной «картины мира» и т. д.).
В целях систематизации и обобщения всего множества описанных стилей познавательного отношения к миру целесообразно, на мой взгляд, ограничиться пятью основными эпистемологическими стилями, такими как:
• эмпирический (ум, ориентированный на наблюдение и анализ непосредственных впечатлений);
• конструктивно-технический (ум, ориентированный на управление окружающей действительностью и ее моделирование в рамках разного рода экспериментов);
• рационалистический (ум, ориентированный на поиск сходства, обобщения, оснований и закономерностей);
• рефлексивно-медитативный (ум, ориентированный на интуитивное переживание происходящего, использование метафор, символов и рефлексии в качестве средств организации индивидуальной «картины мира»);
• хаотический (ум, ориентированный на реализацию субъективно сверхзначимой цели-идеала, когда предельная концентрация интеллектуальных сил на определенной проблемной области сочетается с проявлениями дезорганизации интеллектуальной деятельности).
Эпистемологические стили, по всей вероятности, складываются под влиянием стилей постановки и решения проблем. Так, с определенной долей условности можно предположить, что эмпирический стиль уходит своими корнями в адаптивный стиль постановки и решения проблем, конструктивно-технический — в эвристический, рационалистический — в исследовательский, рефлексивно-медитативный — в инновационный, хаотический — в смыслопорождающий.
Смотрите также
Квазиэкспериментальные планы
Строго говоря, «настоящие» экспериментальные исследования проводятся с использованием
управляемых независимых переменных и либо эквивалентных групп в случае межсубъектных
планов, либо позиционного ...
Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему?
Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях
эффективный оратор может передат ...
Основные черты экспериментальных исследований
Со времен Вудвортса психологи рассматривают эксперимент как упорядоченное исследование,
в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы),
поддерживает остальные не ...