В конце XIX в. в нью-йоркской фирме Фаулера и Уэллса можно было заказать изображения «Символической головы и френологической карты» за 10 центов, а за 1 доллар 25 центов к этому прилагалась инструкция «Как читать характер: новое иллюстрированное руководство по френологии и физиогномике» (Anonymous Advertisment, 1881). Эти материалы предлагали «научное» определение характера по форме черепа.

В конце XX в. за 30 долларов на многих веб-сайтах принимались заказы на «бессознательно воспринимаемые» аудиозаписи, способные улучшить вашу жизнь. Просто прослушав такую запись, можно было значительно развить память, сбросить вес, бросить курить, увеличить потенцию и чувство собственного достоинства, разбогатеть, играя на фондовом рынке, или даже стать более искусным охотником на оленей (buckblaster.com). Эти записи позволяли решать любые жизненные проблемы с минимальными усилиями («Просто расслабьтесь и включите кассету — остальное за вас сделаем мы»).

Как показывают эти примеры, люди готовы платить за самопознание и саморазвитие, особенно если это делается с помощью научных методов, которые легко понять и применить. И френология, и индустрия «бессознательно воспринимаемых аудиозаписей» относятся к псевдонаучной области. Конечно, между ними есть существенные различия, но в целом оба примера демонстрируют основные черты псевдонауки.

Смотрите также

Разработка исследований на основе теорий
В главе 1 были кратко описаны цели науки психологии и в качестве одной из таких целей было названо объяснение поведения. По сути, процесс объяснения представляет собой процесс построения и проверк ...

Причины использования планов с малым N
Несмотря на популярность в современной психологии планов с большим N, исследования с одним или несколькими испытуемыми внесли и продолжают вносить важный вклад в развитие знаний о поведении. Как в ...

Наблюдение
Как вы узнали из главы 1, в которой рассматриваются цели психологии, поведение невозможно предсказывать и объяснять, им нельзя управлять без предварительного точного описания этого поведения. Глав ...