В конце XIX в. в нью-йоркской фирме Фаулера и Уэллса можно было заказать изображения «Символической головы и френологической карты» за 10 центов, а за 1 доллар 25 центов к этому прилагалась инструкция «Как читать характер: новое иллюстрированное руководство по френологии и физиогномике» (Anonymous Advertisment, 1881). Эти материалы предлагали «научное» определение характера по форме черепа.

В конце XX в. за 30 долларов на многих веб-сайтах принимались заказы на «бессознательно воспринимаемые» аудиозаписи, способные улучшить вашу жизнь. Просто прослушав такую запись, можно было значительно развить память, сбросить вес, бросить курить, увеличить потенцию и чувство собственного достоинства, разбогатеть, играя на фондовом рынке, или даже стать более искусным охотником на оленей (buckblaster.com). Эти записи позволяли решать любые жизненные проблемы с минимальными усилиями («Просто расслабьтесь и включите кассету — остальное за вас сделаем мы»).

Как показывают эти примеры, люди готовы платить за самопознание и саморазвитие, особенно если это делается с помощью научных методов, которые легко понять и применить. И френология, и индустрия «бессознательно воспринимаемых аудиозаписей» относятся к псевдонаучной области. Конечно, между ними есть существенные различия, но в целом оба примера демонстрируют основные черты псевдонауки.

Смотрите также

«Кого» измерять: выборки
Кроме решения о том, что измерять при проведении психологических исследований, необходимо также решить, кого просить участвовать в исследовании и чье поведение будет оцениваться. Для этого есть дв ...

Способы познания
Давайте задумаемся над чем-нибудь, что мы считаем безусловно верным. Это может быть нечто совсем простое, вроде мысли о том, что сад лучше поливать утром, а не вечером, или нечто сложное, как, нап ...

Публичное выступление
Для вас важно совершенствование навыков публичной речи. Вы можете спросить, почему? Дело в том, что эти навыки расширяют ваши возможности. В публичных выступлениях эффективный оратор может передат ...